Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2009
Гений детства

О преодолении обстоятельств и тоске по подлинности

Человек строит себя не из обстоятельств.
Человек строит себя – из себя самого. И все зависит от того, насколько он умеет устоять в любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах жизни. Мир может быть расколот, разорван на части, но тогда противоречия и несовместимости мира будут тем материалом, который человек будет «сшивать» собой.
Потому что человек в принципе не то, что в него вкладывают, а то, что он делает из себя и в себе собственным усилием. Он пишет партитуру своей жизни из тех культурных осколков, которые даны выпавшими на его долю обстоятельствами. Иллюзия, что для формирования «человека культуры» нужна насыщенная культурная среда. Куда важнее иное: экзистенциальная тоска по культуре, которая отчего-то рождается в ребенке, и он вдруг понимает, что без культуры  – не жить.
Когда культура передается как готовое знание или готовый навык, это –профанация культуры. Ребенок может усвоить те или иные культурные навыки, но это будет лишь оболочка.
Подлинная, живая культура рождается в человеке только как его собственный – неизбежно драматический! – опыт постижения мира. Как внутренняя потребность в тех или иных культурных образцах. И тогда ребенок создает свою траекторию диалога с общечеловеческой культурой. Собственно говоря, в этом – главный вопрос образования. Не в том, как «дать» ребенку те или иные образцы, а в том, как вдохнуть в него живое дыхание культуры. И как сделать так, чтобы у ребенка возникло собственное культурное дыхание. Не «обладание культурой», но потребность в ней. Потому что культура – это то, к чему можно только бесконечно стремиться.

…Вот оно, детство музыкального гения ХХ века: в нем нет места музыке в привычном, ученическом смысле этого слова: «Все было абсолютно вне логики и гарантий…
Не было музыкальной среды – ни среди знакомых, ни среди соседей… Музыку ничто не предвещало…»
Но есть тоска по музыке – как тоска по той подлинности бытия, которая не существует в реальной жизни. Ведь бытие – это то, что первично по отношению к любым нашим стремлениям и желаниям. И тоска по бытию – это тоска по тому, что первично по отношению к нам. По тому, к чему мы можем совершить восхождение.

…Вот атмосфера послевоенной Вены, где «многое в развалинах и пепле, но и в разбитом состоянии гордое и жизнестойкое» и где ты сам уже «не варвар без связующих нитей, а сознательный носитель жизненной задачи». Но этого, может быть, мало. И тогда появляется человек, чья педагогика такова, что из нее произрастает внутреннее ощущение культуры как состояния души.
«Фрау Рубер дает мне много свободы, играет со мной в четыре руки, хвалит меня, пытается уговорить моих родителей дать мне музыкальное образование».
Вот они – три великих принципа настоящей педагогики. Давать ученику много свободы – не пустой, бессмысленной свободы, а свободы, наполненной деятельным самовыражением ученика, – это может быть в музыке, но может быть и в чем угодно другом.
Играть с учеником в четыре руки: именно здесь закладываются вкус и отношения сотрудничества, когда педагог и ученик на самом деле нужны друг другу, когда только и происходит подлинное таинство образования.
И – верить в ученика. Видеть его талант, искренне поддерживать его и бесстрашно за него бороться. Три абсолютные педагогические максимы, которые нужны любому ребенку, а не только тому, кого тоска по культуре наполняет безусловной и ошеломительной гениальностью.

Александр Лобок

Рейтинг@Mail.ru