Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2009
Гений детства

Об этической оптике и нравственной рефлексии

Детство – это период, когда закладывается индивидуальный этический каркас личности. Закладывается та исходная этическая оптика, которая позволяет различать добро и зло.
Этический опыт ребенка – это прежде всего опыт обнаружения нечеткости, относительности границ между добром и злом. Опыт обнаружения того, что однозначное определение, где добро, а где зло, невозможно.
Я беру ножницы и на любимой маминой скатерти старательно вырезаю красивый узор, искренне веря в то, что мама будет обрадована моим стараниям.
Но мама почему-то злится и сурово наказывает меня. И дело здесь вовсе не в детской наивности, а в принципиальном несовпадении ценностных систем.
То, что мне сейчас кажется безусловным добром и благом, может обернуться столь же безусловным злом для других, да и для меня самого тоже. С самого начала своей сознательной жизни ребенок оказывается на острие этого философско-этического напряжения.
Мама, папа, бабушки, дедушки, знакомые, друзья, учителя, случайные люди на улице – у каждого из них свой опыт различения добра и зла, свой опыт понимания того, что есть «хорошо» и «плохо». Эти различные этические иерархии накладываются друг на друга, конфликтуют друг с другом  – а ребенок практически непрерывно их расшифровывает, пытаясь нарисовать некую сводную этическую картину мира. Постепенно он формирует свои представления о границах добра и зла, расставляет свои индивидуальные маркеры «хорошо» и «плохо».
И в результате оказывается обладателем собственной «этической оптики». А «разрешающая способность» этой оптики зависит вовсе не от того, сколько моральных проповедей будет прочитано ребенку, а исключительно от его внутреннего опыта нравственного переживания и нравственной рефлексии. От опыта проживания стыда – и пробуждения совести.
Жизненный опыт маленького ребенка – это своего рода лаборатория, в которой постоянно ставятся эксперименты, проверяющие жизнь на этическую прочность.
Очень часто ребенок совершает то или иное действие, предлагает ту или иную модель поведения только для того, чтобы проверить реакцию окружающих: каковы границы допустимого и приемлемого?
Такое исследование ребенку абсолютно необходимо: ведь этический каркас личности формируется исключительно через опыт стыда и его рефлексии.
Стыд и совесть – главные инструменты различения добра и зла. Именно стыд и совесть указывают на ту туманную границу, которая пролегает между добром и злом, и как бы постоянно уточняют эту границу.
Способность чувствовать стыд – первичная этическая способность. Мне стыдно тогда, когда я понимаю, что в какой-то момент не различил эту границу, принял зло за добро, совершил что-то недостойное. Совершил то, что разрушает мое чувство собственного достоинства.
Стыд – характеристика человека этически сильного. Стыд за свой недостойный поступок – точка роста.
Этим стыд отличается от страха. Стыд – страховочный пояс, предохраняющий человека от нравственного падения, и механизм обретения внутренней духовной силы.
Рефлексия стыда – путь к формированию этического сознания. Здесь – основа «пробуждающейся совести», того совершенно особого регулятора жизни и деятельности, который является самым глубоким основанием этически вменяемой личности.
Состояние совести – это обнаружение в себе некоей высоты. Это состояние сильного человека, потому что только внутренне сильный человек может мучиться оттого, что причинил кому-то зло. Чем выше в человеке сила духа, сила внутреннего «Я», тем более он способен к совестливости.

Александр Лобок

Рейтинг@Mail.ru