Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

СКОЛЬКО СТРАН - СТОЛЬКО УРОКОВ


Леонтьева Ольга

После школы - в школу!

Скандинавский вариант непрерывного образования

В Скандинавских странах (Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии) обязательным является девятилетнее образование. Потом можно получать профессию или учиться в гимназии и продолжить образование в университете, но есть и другой вариант: пойти учиться в «послешколу» (афтерсколе) и провести там год или два. За это время можно и отметки в аттестате улучшить, и попробовать себя в различных профессиях: вдруг что-то понравится? Каждый, кто учится в этих школах, пришел туда с собственной целью. Учеба в такой школе не считается пустым времяпрепровождением; напротив, в обществе считается, что поучиться там очень полезно.

«Мне было очень хорошо и в моей старой школе, но я хотела испытать жизнь подальше от моих родителей».
Из письма выпускницы послешколы

По принципу свободного выбора

Таких школ в Скандинавии очень много, они существуют с середины XIX столетия, и их количество с каждым годом растет. Все они – пансионного типа, то есть ученики живут в школе не меньше одного учебного года. Большая часть послешкол расположена в сельской местности, рядом с провинциальными городами. Основная цель – индивидуальное развитие каждого молодого человека, обучение общению, жизни в коллективе. В каждой школе учатся примерно 80–90 учеников. Все послешколы частные учебные заведения, бюджет которых более чем на 50% поддерживается государством.
Процесс обучения строится по принципу свободного выбора учащимися интересных для них занятий. Здесь складывается особое образовательное пространство, которое является важной традицией для всего общества. Послешколы называют «детским вариантом школ для взрослых».
Ведь в Скандинавских странах огромная часть населения учится в течение всей жизни. Там никого не удивляет 60–70-летний человек, увлекшийся необычным хобби и поступивший в школу для взрослых. Учатся там уже не для получения аттестата – там учатся, чтобы понять себя, чтобы интереснее жить, чтобы… научиться.
Прежде чем принять ученика в школу, с ним обсуждают правила, которые там существуют. Вот специальная памятка для поступающих.

До того как ты запишешься в нашу школу, подумай, можешь ли ты принять наши основные правила и следовать им:
Ты должен участвовать во всех школьных мероприятиях, которые запланированы как общешкольные или выбраны тобой.
Ты должен сам убирать свою комнату, вместе с другими ребятами убирать школу и места общего пользования.
Ты должен работать в соответствии с общим графиком на кухне и на улице.
Ты должен относиться к другим так, как ты желаешь сам, чтобы они к тебе относились, и относиться ко всем вещам так, будто они – твоя собственность.
Мы надеемся, что ты знаешь разницу между «твоим» и «моим».
В школе запрещается употребление и хранение алкоголя и наркотических средств. Нарушение этого правила может привести к немедленному исключению из школы.

Ребята не сразу привыкают к этим правилам: не так-то просто уехать из семьи и начать жизнь в совершенно новом сообществе людей. Примерно 8–10% поступивших бросают занятия в течение первых двух месяцев, потому что не могут привыкнуть к жизни вне дома. Остальные довольно скоро начинают принимать школу как новую семью – а эти школы действительно похожи на большие семьи.
Учеба в послешколе не может быть ни для кого обязательной, за этим тщательно следят и директора школ, и педагоги. Наверное, поэтому у тех, кто закончил послешколу, о ней навсегда остаются самые лучшие воспоминания. В некоторых странах, например в Дании, более 60% взрослого населения учились хотя бы один год в таких послешколах.
В послешколах интересно не только учиться, но и работать. В них каждый педагог должен уметь слышать учеников, понимать, чем они увлекаются, находить возможность помочь им понять себя и других. Там, например, нельзя предложить ребятам сделать проект, задуманный преподавателями: ученики придумывают и воплощают проекты только самостоятельно. Вот что рассказал о своей работе директор одной из послешкол Дании:
– Во-первых, я должен убедиться, что молодой человек или девушка приняли решение о поступлении к нам самостоятельно. Мы обсуждаем это решение, думаем, чем будущему студенту хотелось бы заниматься в нашей школе. Но самое главное, о чем я предупреждаю каждого  – о тех трудностях, которые неизбежно возникнут во время жизни такой коммуной. Особенно сложно бывает научиться не терять состояние радости, научиться находить его в мелочах жизни. Позже, когда мы будем жить рядом (квартиры учителей находятся тут же, в ближайших к школе зданиях), я научу ребят этому. Как? Единственно возможным способом – показывая, что я умею радоваться каждому моменту жизни.

Народные школы для взрослых

В Скандинавии под этим названием объединяют частные школы для тех, кому уже исполнилось 18 лет. Они существуют более ста пятидесяти лет, первые были открыты в середине XIX века. В них есть курсы разной продолжительности – от 4 дней до 8 месяцев. Все школы пансионного типа, причем в них живут и ученики, и учителя.
Туда может поступить учиться любой гражданин страны, минимально владеющий ее языком (многие приезжают в эти школы специально, чтобы выучить язык) и способный оплатить свое обучение (примерно 50% затрат берет на себя государство). В ходе обучения никто не получает никаких отметок, только диплом об окончании школы по определенному профилю.
Все школы для старших находятся в постоянной конкуренции друг с другом  – если не будет учеников, школа автоматически станет банкротом. Поэтому каждая школа ищет нечто, отличающее ее от всех других, какую-то изюминку. Есть школы, специализирующиеся на искусстве: театр, декоративное искусство, живопись, музыка… В некоторых основное внимание уделяется спорту или наукам.
Обучение проводится по разным схемам, например, в начале курса студенты в течение недели имеют возможность выбрать:
– один курс (философия, литература, искусство или датский язык и культура) на все четыре месяца;
– одну мастерскую на один месяц (потом можно сменить, а можно остаться заниматься там же);
– одно учебное теоретическое занятие на месяц (с последующей возможностью замены).
Если студенту не понравится выбранный курс, он может его сменить и раньше, однако это случается редко: в школу приходят довольно взрослые люди, знающие, чему хотят научиться, и для них выбор предметов не составляет особого труда.
Вот что рассказали о себе ученики одной из таких школ:
Сашид. Я сам родом из Бангладеша, а в Дании живу уже шесть лет. Учился в школе, но сдать экзамены не смог, так как у меня проблемы с датским языком. Поэтому я пришел сюда на восемь месяцев: подучу язык, поступлю в университет. Вообще я хочу стать биологом, а уж более точно я не знаю – жизнь покажет.
Ларс. Я хорошо закончил гимназию, потом поехал в Америку, поработал там, вернулся домой, снова работал и вот сейчас я здесь. Это интересно – пробовать свои силы в различных местах, искать себя. А куда торопиться? В институт? Нет, сначала нужно понять, чему учиться, а уж потом...
Катрина. Я сама из Эстонии, там год проучилась в университете и поняла, что мне неинтересна эта учеба – я занималась много математикой, компьютерными технологиями. Тогда я приехала в Данию. Сначала жила в семье, а потом выбрала эту школу, на восемь месяцев. Кажется, здесь я поняла, что может стать моей профессией – дизайн, искусство. Эти курсы я выбрала здесь, и мне очень интересно, я не устаю от учебы.
Малин. А я приехала из Швеции. Мне вообще нравится учиться: я закончила одну старшую школу у себя на родине (там я училась писать рассказы, новеллы), потом работала, потом приехала сюда. Вот выучу датский язык получше, познакомлюсь с культурой этой страны, а потом, может быть, еще куда-нибудь поеду учиться.
Шарлотта. Я закончила гимназию, работала, собираюсь поступать в университет, а своей будущей специальностью вижу политологию и социологию, возможно  – международную политику. Поэтому я выбрала Крогеруп школу: здесь много предметов, на которых изучается политика, философия – то, что мне интересно сегодня, что скорее всего пригодится в будущем.

Летние школы – для младших и старших

Но поучиться в школе пансионного типа могут себе позволить только люди молодые, не имеющие семьи: от детей и забот трудно вырваться на целых восемь месяцев. Остальные жители Скандинавских стран (примерно половина из них) предпочитают поучиться в летних школах  – в мини-проектах, которые открываются в народных школах специально для этого с мая по сентябрь.
Услышав о таких школах, сразу хочется спросить:
Зачем нужно школе обучать взрослых?
Почему взрослые люди вместо того, чтобы отдыхать летом, идут туда учиться?
Оказывается, летние школы, как и все остальные частные учебные заведения в этих странах, тоже частично (примерно на 50%) финансируются государством. Если закрыть школу на пять месяцев, денег от властей никто не получит. Если же открывать летние курсы, можно получить и деньги со студентов, и финансовую поддержку государства. Школам выгодно организовывать эту работу!
Так как каждая школа имеет свою специализацию, она объявляет такой набор летних курсов, который с ней связан и может быть максимально интересен для слушателей. Занятия летом редко ведут обычные учителя – в эти школы приглашают самых лучших специалистов в каждой области знания или искусства. Объявляются занятия по журналистике? Значит, их будут вести лучшие журналисты этой страны. Театральное искусство? Будут приглашены знаменитые актеры, режиссеры… Люди, ставшие успешными в своей профессии, считают честью быть приглашенными для чтения лекций или проведения мастер-классов в летней школе.
Взрослые люди едут учиться в эти школы по двум причинам. Во-первых, это просто очень интересно – поучиться у знаменитых и успешных людей. А во-вторых, за небольшие деньги (в стоимость обучения входит и проживание в школе) можно сменить род деятельности, посмотреть новые места, познакомиться с множеством разных людей, которые тоже приехали учиться.
Эх, были бы у нас такие школы! Хотя бы для тех, кому обязательно нужно постоянно учиться, – для учителей…

Рейтинг@Mail.ru