Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2009
Третья тетрадь
Детный мир

ОТНОШЕНИЯ С ХАРАКТЕРОМ


Ростова Людмила

Опасаться, контролировать, заставлять...

Психологи отмечают, что родителям свойственны некоторые типичные установки, которые препятствуют воспитанию в подростке ответственности. Какие же это установки?

Первая. Родители думают: «Я отвечаю за все, что делает мой ребенок». Это очень можно понять. Родители хотят контролировать жизнь ребенка, потому что беспокоятся, боятся за него. Но тем самым в ребенке укореняется встречная установка: «Это родители отвечают за мои действия, а сам я за них не отвечаю». Вторая родительская установка: «Если не заставлять, он не будет это делать». Что  – это? Да что угодно: выполнять домашние задания, заниматься физкультурой, заботиться о кошке, убирать в комнате… Ответная установка ребенка, увы, полностью соответствует страху родителей: «Если меня не заставлять, я не буду это делать!» Третья установка: «Он не сможет позаботиться о себе, он не сможет принять правильное решение». Решение о чем? Опять же  – о чем угодно. И эту установку ребенок тоже полностью копирует: «Я не смогу о себе позаботиться и сделать правильный выбор». И не сможет!
Несомненно, что родителям нужно, во-первых, осознать наличие у себя таких установок, а во-вторых, преодолеть, перестроить их. Вот только сделать это очень нелегко. Но если родители в самих себе взрастят эти установки, то и внутренний ответ ребенка будет позитивным.
«Мой ребенок самостоятельный и ответственный, он отвечает за то, что делает». – «Да, я самостоятельный и ответственный, я отвечаю за то, что делаю».
«Я могу доверять ему, его и заставлять не надо». – «Зачем меня заставлять, я и сам все понимаю и делаю все, что надо!»
«Мой ребенок способен о себе позаботиться, он сделает правильный выбор».  – «Конечно, смогу! Конечно, решу правильно».
Но такие установки должны проявляться не только в том, что родители думают про себя и говорят вслух, а еще и в том, как изменяются их действия по отношению к подростку. Взяв себя в руки и даже потренировавшись перед зеркалом, подростку надо будет сказать: «Я беспокоилась, сердилась и ссорилась с тобой из-за того, что ты…» Тут следует название какого-то действия или бездействия, вызывавшего у родителей неприятные переживания. Например, та же уборка в комнате ребенка: «…из-за того, что ты не содержишь свою комнату в таком виде, как мне бы хотелось. Но я подумала и поняла, что это дело твое. Ты сам вполне способен решить, как лучше поступить. Я помогу тебе, если захочешь, только скажи. Но с сегодняшнего дня я больше не стану вмешиваться в это дело».
«Как это?! – воскликнут многие родители. – Да если его не заставлять, то он…» Увы, действует негативная установка. Попробуйте не заставлять, попробуйте передать ему ответственность хотя бы для начала за его комнату. А что скорых результатов не будет, так это правда.

Рейтинг@Mail.ru