Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Сегодня в школу приходят дети из очень разных семей. И ребята приносят с собой отпечаток своей домашней среды. Что это значит для школы? С точки зрения известного педагога и специалиста в области управления школой Джона Блейдза, подобная ситуация означает, что педагоги «должны создать “семью семей” в пределах школьной округи… На школу ложится обязанность привлечь как можно больше разных семей в пределы школы, в коалицию семей, ставящую перед собой задачу всемерно развивать и образовывать детей». Джон Блейдз убежден: только объединив усилия взрослых из семей и школы можно плодотворно работать над хорошим образованием для всех детей. Эту точку зрения подтверждают и многочисленные исследования.
Но вовлечение родителей в школьную жизнь зачастую становится серьезной проблемой. Далеко не все семьи хотят в ней участвовать. Так как же привлечь родителей к активному сотрудничеству со школой? Пути решения этой задачи описываются в публикации Д.Блейдза «Школа  – это семья семей» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 5 за 2009 год). В материале, обобщающем опыт руководителей школ, которые получили награды различных фондов и ассоциаций, содержится целая россыпь всевозможных форм организации работы с родителями и конкретных практических рекомендаций.
Например, хороший способ налаживания взаимодействия с «тяжелыми на подъем» родителями – подготовка регулярных неформальных бесед с директором. Для приема родителей следует установить специальное время в каждом месяце. Можно внести в расписание раз в месяц ранний утренний завтрак с отцами или матерями учеников и рассылать на них персональные приглашения.
Другой способ помочь родителям чувствовать себя в школе комфортно состоит в том, чтобы открыть родительский центр, где можно обсудить имеющиеся вопросы и проблемы. Это центр поддержки родителей и повышения их родительской квалификации.
Кроме того, хорошо бы завести привычку посылать благодарственные записки родителям в течение года.
Можно предоставить семьям возможность учиться вместе посредством регулярных занятий или разовых семинаров, дискуссионных групп. Программы вроде «Семейная математика», «Семейное чтение» и «Компьютер для семьи» дают родителям и детям замечательные возможности для взаимодействия — родители узнают, как и что их дети учат в школе.

Очередной номер журнала «ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ» (№ 3 за 2009 год) посвящен диагностике эффективности педагогической деятельности. К примеру, получить представление о том, как дети относятся к своей школе, классу и учителям, можно с помощью специальной анкеты, которая в числе прочих содержит следующие задания и вопросы. Дайте веселое определение своей школы. Кто в школе всегда готов помочь вам: в учебе, в жизненных делах? Что из того, чему научила вас школа, пригодится в жизни (ответы на этот вопрос дадут важную информацию по социализации учащихся)? Сколько учеников из вашего класса вы перевели бы: в другую школу; в коррекционную школу; в более хорошую школу (отсюда можно получить представление об уровне сплоченности класса, конфликтности, характере отношений учащихся)? Узнать важную информацию об индивидуальных особенностях познавательной деятельности учеников можно, если выяснить, сколько времени у каждого ребенка уходит на подготовку домашнего задания по любимому предмету и какое количество информации при этом запоминается. Как быстро происходит забывание разных текстов. Какие понятия в активном или пассивном запасе ученика остаются.
А тем педагогам, которые хотят получить материал для самоанализа, предлагается сопоставить свои профессиональные установки с утверждениями анкеты «Определение успешности педагога». Вот некоторые из них. Я стараюсь на каждом уроке находить новые ручейки, дорожки, тропинки. Я умею увлекать своей жизнерадостностью и заинтересованностью в деле всех учеников. Я постоянно с ребятами что-то придумываю, и они не отстают от меня. Для меня дифференцированный подход заключается в желании понять каждого своего ученика, поддерживать с ним доверительные отношения, помогать ему в движении к успеху.

Рейтинг@Mail.ru