Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ


Рахматулина Файруза

От чего зависит стиль работы учителя?

В том числе – от уровня рефлексивности педагога, считают исследователи

Исследований профессионализма учителя становится все больше, и все чаще их предметом является рефлексия учителем собственной профессионально-педагогической деятельности и себя в ней как ее субъекта. Речь идет о стремлении и умении человека посмотреть на себя глазами других людей, оценить себя со стороны.

Учеными-психологами обосновано вли­я­ние рефлексии учителя на уровень его готовности к профессиональному саморазвитию; обнаружена взаимосвязь уровня рефлексии учителя и стиля его работы. Так, определено: учитель, стремящийся выстраивать свои отношения с учеником как равноправное сотрудничество, постоянно находится в рефлексивной позиции. Ведь только так можно отслеживать, анализировать поступки и действия учащихся и свои собственные. Такая позиция позволяет понимать внутренний мир другого человека, разрешать различные затруднения в работе, мыслить с разных позиций, в том числе с позиций ученика. Это особенно важно, поскольку иначе учитель не сможет обнаружить и помочь развить потенциалы ученика к саморазвитию, то есть решить свою главную профессиональную задачу.
С одной стороны, рефлексивного учителя видно, так сказать, невооруженным глазом: творческая активность, самостоятельность, коммуникативная компетентность обнаруживают себя сами.
С другой – данные разных исследований свидетельствуют о том, что эта – едва ли не ключевая – компетентность педагога развита в учительстве очень слабо. Так, на основании проведенного анализа самоотчетов учителей – участников развивающего эксперимента и работы с их анкетами и интервью выяснилось, что на осознание и понимание представлений учащихся о нем как учителе и его деятельности не сориентированы 86% педагогов. Не понимают, что такое «анализ учителем самого себя в общении», «фиксация трудностей, связанных с процессом общения», 74% учителей. «Наличие позитивной критической позиции по отношению к себе в контексте межличностного взаимодействия» отметили лишь 16% интервьюируемых. Сознательные попытки «экологично» выйти из различных затруднений в общении предпринимают 24% педагогов.
Почему так, ведь очевидно, что учительская рефлексия – первый признак готовности учителя к работе, и в педагогической среде рефлексии должно уделяться большое внимание?
В качестве возможного ответа – два авторитетных высказывания философов. Мераба Мамардашвили о том, что рефлексия представляет собой средство самоосвобождения человека: «Это духовное усилие к своему освобождению и развитию». И Тейяра де Шардена: «Рефлексия – это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением».
И пояснение к ним: рефлексивный учитель, автор, творец своей профессиональной жизни, не востребован ни руководителями образования, ни педагогическим сообществом. Это говорит о сохранении в образовании ориентаций на уже изжитые ценностные основания существования человека.
Но без учителей, которые могли бы активно, самостоятельно вести свою профессиональную жизнь, улучшения в сфере образования невозможны.

Рейтинг@Mail.ru