Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Ветров Максим

Спрос на среднее профессиональное образование падает

Какой может быть «стратегия выживания» для ссузов, техникумов и ПТУ?

В Москве прошел V cъезд Союза директоров средних специальных учебных заведений России. В работе съезда приняли участие около 800 делегатов и гостей из 79 регионов, в числе которых были директора ПТУ и техникумов, ректоры вузов, ученые РАН и РАО, руководители РСПП, депутаты обеих палат парламента.

 

«Недопроизводство» и недофинансирование

В системе СПО России функционирует около 3 тыс. техникумов и колледжей, в которых обучаются боле 2,5 млн студентов, работают свыше 250 тыс. преподавателей и сотрудников. Подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена осуществляется по 250 специальностям. В разных отраслях экономики работают от 60 до 80% специалистов среднего звена, а в сфере обслуживания – 90%.
Руководитель Союза директоров средних специальных учебных заведений России Виктор Демин в своем выступлении обозначил наиболее острые проблемы системы СПО.
Прежде всего это «перепроизводство» выпускников по одним специальностям и «недопроизводство» по другим. Так, дефицит специалистов среднего звена, в том числе в базовых отраслях экономики, достигает 30%.
По словам В.Демина, структура подготовки кадров в системе СПО несбалансированна из-за платных образовательных услуг: педагогический менеджмент уступает место финансовому. Для выхода из этой ситуации В.Демина предлагает создавать при учреждениях профессионального образования малые предприятия. По предварительным прогнозам, это позволит увеличить внебюджетные доходы техникумов и вузов почти на треть, а количество рабочих мест – на 20%.
Еще одна проблема – недостаточность научной и ресурсной базы техникумов и колледжей.
«Средств для переоснащения учебных заведений явно недостаточно, а строительство новых объектов в последнее время практически приостановлено», – констатировал В.Демин.
В этой связи он считает необходимым увеличить федеральное финансирование на эти цели, в том числе в рамках программ развития.
При этом первостепенное внимание, по его мнению, следует уделить образовательным учреждениям, которые готовят кадры для высокотехнологичных отраслей экономики.
Нацпроект, в рамках которого в 2007–2008 годах получили поддержку 244 учреждения начального и среднего проф­образования (менее 10% от общего числа), по словам Демина, продемонстрировал «точечный подход» к финансированию образовательных учреждений и не решил всех проблем, накопившихся в этой сфере.
Наконец, третья, ключевая, проблема касается низкого статуса техникумов и колледжей.

Падение спроса

«Падение спроса на обучение в учреждениях СПО и НПО на фоне растущей доступности высшего профессионального образования и демографического спада будет продолжаться, – с сожалением отметил В.Демин. – Это приведет к серьезным кадровым проблемам на промышленных предприятиях и в учебных заведениях».
Эти прогнозы подтверждаются статистическими данными. По данным Мин­обрнауки, в 2008 году ПТУ выполнили план приема на 91,2%, техникумы – на 97,5%, а в нынешнем прогнозируется еще более сложная ситуация.
Одна из причин такой ситуации, как считают участники съезда, – некачественная работа системы профориентации школьников.
«Выбор выпускников определяется зачастую не столько профессиональным интересом, сколько необходимостью смены образовательной среды», – говорит председатель Cовета директоров учреждений НПО России Алексей Судленков.
Отрицательно сказывается на имидже ПТУ и техникумов сложившееся в обществе мнение, что обучение в этих учреждениях – это удел трудных подростков или детей из малообеспеченных семей.
Некоторые руководители ПТУ и техникумов предлагают решать этот вопрос административно: принудительно распределять выпускников школ по уровням профессионального образования. Однако министр образования и науки Андрей Фурсенко с такой точкой зрения не согласен.
«Если еда невкусная, есть ее никто не будет, – заметил министр. – Но необходимо создавать условия для того, чтобы выпускники этих учреждений были востребованы на рынке труда, и все необходимые возможности у нас для этого есть».
Однако, по мнению участников съезда, сделать для этого предстоит еще очень многое.
В числе первостепенных задач – совершенствование структуры и качества подготовки, обновление перечня специальностей СПО, развитие новых моделей профессионального образования, переход к интегрированной подготовке специалистов среднего звена.

Плюсы и минусы интеграции

Эти вопросы оказались в центре внимания собравшихся, поскольку интеграция учреждений профессионального образования разного уровня в последние годы стала распространенным явлением.
Но, как выяснилось, далеко не всегда этот процесс идет на пользу дела.
Так, по общему мнению, не оправдал себя эксперимент по созданию университетских комплексов, объединяющих вузы и техникумы.
Как пояснил в своем выступлении А.Фурсенко, «в ряде случаев объединение происходит только по одной причине  – с целью захвата собственности, и министерство такие процессы поддерживать не будет».
В то же время полностью отказываться от университетских комплексов, по мнению министра, не следует. В качестве положительного примера он привел Национальный ядерный университет, созданный на базе МИФИ, в состав которого вошел ряд отраслевых техникумов Росатома.
Такая интеграция учреждений одного профиля, по его словам, обеспечивает взаимодействие двух уровней профессионального образования и повышает качество подготовки специалистов среднего звена.
Однако, по мнению участников съезда, будущее за многоуровневыми колледжами, объединяющими техникумы и ПТУ.
Такие учреждения успешно действуют в Москве и Нижнем Новгороде, других городах и являются привлекательными для учащихся.
На эти учебные заведения специалисты делают особую ставку, считая, что они могут стать экспериментальными площадками для реализации программ технологического бакалавриата.
Кроме того, участники съезда предлагают создать на базе таких учреждений федеральные колледжи – по примеру федеральных университетов.

Новый союз

Тема взаимодействия разных уровней профессионального образования стала своеобразным лейтмотивом съезда.
По словам ректора МГУ им. Ломоносова и президента Российского союза ректоров Виктора Садовничего, «главное  – чтобы эти уровни дополняли друг друга, но не накладывались один на другой».
Одним из примечательных событий съезда стало решение об объединении Союзов директоров ссузов и ПТУ (до этого они действовали как самостоятельные организации), что, по мнению специалистов, позволит продолжить линию на интеграцию профессионального образования с целью подготовки высококвалифицированных кадров.
Как подчеркнул В.Демин, новый союз объединит около 5 тысяч руководителей учебных заведений (почти 75% от общего числа) и станет самой крупной и многочисленной общественной организацией в системе российского образования.

Рейтинг@Mail.ru