Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

Анатолий Каспржак: «У образовательного учреждения должно быть право на свой учебный план»

«Школа отстает от ожиданий общества, более того, она не меняется и не хочет меняться. Ее позиция: как бы приноровиться к изменениям, ничего не меняя. Ни интернет, ни ЕГЭ, ни конкурсная система, ни компетентностный подход не помогли что-либо изменить. Отношение к ребенку прежнее, может быть, еще более ужесточенное» – эти слова прозвучали на состоявшемся недавно семинаре «Актуальные проблемы образования» в ГУ-ВШЭ.

С основным докладом «Школа воз­можностей и возможности школы» выступал Анатолий Каспржак, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук. По его мнению, школа возможностей возникает тогда, когда у школы появляется право самой создавать и утверждать учебный план. Пока это делает ведомство, школа бесчувственна ко всем социокультурным запросам.
Профильность, вариативность, интеграция – все это и многое другое остается только на бумаге, и реализации ждать не приходится, потому что школы не имеют самостоятельности. Более того, не хотят ее иметь. Пример: учебный план 1993 года предполагал самостоятельные решения по большой части учебных часов, можно было снять перегородки между классами, варьировать  – нет, не случилось. Люди растерялись, «не надо». Надо – жесткую предметную структуру, привычную, удобную и легко контролируемую. Большинство школ  – механизмы, которые без толчка работать не хотят. «Живые организмы» среди них наперечет.
Но куда деваться – надо сокращать нагрузку, она уже давно превышает пределы пребывания ученика в школе. Надо давать выбор. Не получается, как же – раз урок технологии, все сидят в классе и делают одно и то же; раз литература – все читают одно и то же произведение по программе. У американского школьника тоже есть технология, но один пошел дизайном заниматься, другой в столярную мастерскую. Один читает одну книгу, другой другую, но навыки практического литературоведения постигают оба. Разные дети по-разному приходят к одному образовательному результату. Это если стандарт ориентирован на результат. Огромный плюс: если результат задается через умения, школа имеет возможность сама решать, на каком учебном материале формировать то или иное умение.
Но в головах практиков – старая схема стандарта: цели каждой ступени, требования к выпускникам, минимальное содержание по предмету. У нас такие учебники, такие планы, такой стиль обучения: надо освоить обязательный минимум содержания. И дело не только в привычке. Возможность – это ответственность за выбор. Готов ли учитель? Нет, пока не будет возможности меняться. Директор? Школа? Ответ тот же.

Подготовила Людмила КОЖУРИНА

Рейтинг@Mail.ru