Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2009
Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена

ТАЙНОПИСЬ КЛАССИКИ


Д.Ш.

Привет, Дюймовочка!

Сокровища детской книжной иллюстрации, собранные под одной обложкой

На днях в Российской государственной детской библиотеке впервые была представлена читателям книга Лидии Степановны Кудрявцевой «Собеседники поэзии и сказки. Об искусстве художников детской книги»*.

Это издание одновременно и долгожданный фундаментальный труд по истории отечественной иллюстрации, и живой рассказ о встречах автора с мастерами книжной графики, и великолепно изданный альбом, и справочное издание, необходимое каждой детской и школьной библиотеке.
Любой, кто раскроет книгу, с особым благоговением возьмет потом в руки старенькие детские книжки. Он непременно поймет, что в руках – чудо искусства и дар сердца.
Первая часть «Собеседников…» посвящена русскому художественному букварю  – от букваря Кариона Истомина, созданного в конце семнадцатого века, до книги-театра «Азбука в картинах Александра Бенуа», увидевшей свет в 1904 году. От похожей на плакат или вывеску «Азбуки» Владимира Лебедева 1924 года – до лубочно-пряной «Сказочной Азбуки» Татьяны Мавриной (середина 1960-х годов) и веселого «Букваренка» Георгия Юдина.
Вторая глава – о книжках-картинках для самых маленьких. Именно в этом (увы, исчезающем сегодня) жанре всю жизнь работали Евгений Чарушин и Владимир Сутеев. Сегодня их традицию продолжают Вадим Гусев и Виктор Чижиков.
Из главы о художниках сказки читатель узнает о том, как находят образ будущей книги Лев Токмаков и Владимир Перцов. Отдельный разговор – о пушкинской теме в детской иллюстрации (Иван Билибин и Владимир Конашевич).
Очень интересна история создания «нашего» Винни-Пуха. Оказывается, еще в середине 1950-х годов совсем молодые тогда художники Борис Диодоров и Геннадий Калиновский вместе работали над иллюстрациями к знаменитой книге Алана Милна. Но вскоре творческие (но не дружеские!) пути художников разошлись. Любитель парадоксов и мастер рисованных сновидений Калиновский создал, пожалуй, лучшие в отечественной книжной графике иллюстрации к «Приключениям Алисы в стране чудес» (а позднее – к «Лоскутику и Облаку» Софьи Прокофьевой, «Недопеску» Юрия Коваля и многим другим книгам). А Борис Диодоров вернулся к Винни-Пуху в середине 1980-х, и вскоре появилась, как пишет Лидия Кудрявцева, «самая совершенная детская книга, совершенно придуманная и совершенно исполненная».
Кудрявцева с нежностью рассказывает об утонченном творчестве Ники Гольц и встречах с таинственным «Г.А.В. Трауготом». Помню, как долго я в детстве пытался расшифровать эту подпись художников (она была в каждой их книге), спрашивал у взрослых, но никто не мог объяснить мне, почему у загадочного Траугота три инициала и что они означают. Только много лет спустя я узнал, что первым Александр и Валерий Трауготы всегда ставили инициал отца – Георгия Николаевича.
Малоизвестные подробности узнает читатель и из главы, посвященной иллюстрациям к Корнею Чуковскому. Здесь же публикуется интереснейшая переписка Корнея Ивановича с художником Юрием Алексеевичем Васнецовым.
Замечателен рассказ о дружбе семьи Токмаковых с поэтом Валентином Берестовым. Невозможно оторвать глаз от украшающих книгу великолепных работ пейзажистов детской книги Мая Митурича, Петра Багина, Галины Макавеевой, Николая Устинова…
Книгу «Собеседники поэзии и сказки» хочется по-детски положить под подушку и ни за что не расставаться с ней. Низкий поклон автору и всем ее создателям!


*Л.С.Кудрявцева. Собеседники поэзии и сказки. Об искусстве художников детской книги. М., «Московские учебники», 2008, тир. 15 тыс.

Рейтинг@Mail.ru