Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2009
Третья тетрадь
Детный мир

Погодин Владимир

«Найти ошибки в мультике про кота Леопольда»

Рабочий дневник учителя математики и информатики

Учительская повседневность только с виду однообразна. Стоит взяться записывать события дня, хотя бы только запомнившиеся, и за обыденностью действий откроются глубины, по которым учитель только что прошел «аки по суху», держась непонятно какой силой.
Какой же? Можно ли из спонтанности вывести закономерности? Из органичных действий – методику? Оказывается, можно, если не планы к урокам сочинять, а просто вспоминать, как сегодня поработали на твоем уроке дети…

День такой…

Провел сегодня в седьмом классе урок-обсуждение, которого сначала не было даже в проекте. Тема была «Командный процессор», а на прошлом уроке они пытались сами изобрести что-то командное. И вот мы вжились в существующий процессор и начали раскладывать его действия на составляющие. Выяснили, что сложное действие на более простые мы можем разделить, когда есть вероятность «облома» при выполнении простого действия. Коллективно определили базовые действия и перечень возможных «обломов» для них, и после этого закрепляющие слайды прошли на ура – дети просто почуяли, что означают основные команды. Посмотрим, как смогут использовать.
Зато в одиннадцатом, куда я пришел в начале дня невыспавшимся, понял, что сгенерировать ничего не могу. Признался в этом и дал задание: подобрать интересные им самим вопросы, чтобы они были связаны с компьютерными сетями, которые мы начали изучать. А я по этим вопросам выстрою курс, и будем вместе разбираться. Шесть человек загорелись, объединились в три пары и напридумывали всякого. А четверо так и не смогли, сидели и говорили: «Ну мы не знаем… ну вы скажите, чего нам делать». Получив материал, предложил ребятам ставить мне оценки за качество проработки их вопросов.
Был во втором классе. Они соскучились. Я тоже. Один мальчишка носит толстенную книгу про чудеса света и комментирует мои рассказы точными данными. Другой все время вызывается быть помощником  – классный парень, из тех, что гиперактивными зовут, замечаний от учительницы получает штук пять в минуту. Сегодня он складывал в уме двузначные числа с переходом через десяток быстрей, чем я, и тем более быстрей, чем остальные в столбик.
Римские числа не вспоминали месяц с лишним, а детишки взяли и практически все написали. В середине урока отдал нить управления в класс, и они взялись друг другу задачи придумывать и выбирать тех, кто будет придумывать дальше. Но больше всего оживились, когда я по­просил найти ошибки в мультике про Леопольда. Нашли пять штук меньше чем за минуту, и ошибки такие, что не всякий внимательный взрослый заметит... Кажется, у них было настроение искать еще.

…день другой…

С одиннадцатыми позанимались программированием, опять они все забыли и долго вспоминали. Придумал им диктантик вначале, а потом по действиям пошли программировать ввод и вывод массива. Народ постепенно полошится: информатика введена как обязательный предмет при поступлении в институты на технические – и не только – специальности. Альтернативой информатике является иностранный! В общем, ученический народ в тихой панике, учитывая отсутствие правила «два плюс один».
Восьмые сегодня разбирали и собирали компьютеры в группах с разнообразными ролями – от разбирающих и анализаторов комплектующих до составителя алгоритма разбора. А потом я им задал проверять алгоритмы друг дружки, ух, что тут началось! Заместитель директора по ИТ бродил вокруг и ворчал: «Поломают компьютеры ведь! Ты им покажи сначала, что делать!» Я ему в ответ: «Если действительно трудно будет  – позовут. А так пусть сами разбираются». Позвали всего один раз, чтобы снять вентилятор с процессора PIII-Celeron, а потом зафиксировать его обратно. Но там действительно определенная ловкость нужна, они долго пытались.
Девятый гимназический на первом же уроке загорелся программировать объектно. Первый вопрос был: «А можно exe-модуль из этого сделать?» Игрушку, что ли, запрограммировать с ними какую-нибудь? А вот какую, чтоб просто и без особых условий?
А десятый математический сегодня поражал алгоритмическими идеями – кто мог знать, что калькулятор можно понять настолько по-разному и по-разному описать! Кстати, сегодня стало более чем очевидно: чтобы писать хорошие программы, нужно думать «за» компьютер, а не только «для» него. Буду думать.
Был сегодня и у второклашек. Они отобрали у меня урок и вели его сами. И зачем приходил, спрашивается: презентацию принес разве что. Поразговаривали про Пизанскую башню и про Галилея. Что действительно приятно: на вопрос «что понравилось на уроке?» часть детей уже отвечают не «башня», а «задачки». Наверное, потому, что задачки они сами придумывали.

…и не совсем обычный

У нас сегодня девятые писали ГИА по математике, точнее, тренировались. И пока писали, меня попросили пойти в начальную школу вместо учительницы, которой надо срочно уехать. Прихожу. Вижу – дети. Прислали, говорю, на замену к вам. А им что, они обрадовались. Вы какой, спрашиваю, класс? Четвертый, отвечают! Здорово, говорю, меня вроде в третий посылали, ну ладно. Давайте, говорю, чуток поразмышляем и поразговариваем, а вы мне напишете, если захотите, конечно, что вам хочется делать в школе, а чего не хочется. (Это я такую статистику собираю, а жена ее обрабатывает.) Ну разговариваем и вообще... Тут дверь открывается, и заходит учительница. «Здравствуйте, – говорит. – А вы чего это тут?» – «Так я на замену пришел». – «А меня не надо заменять». Тут я и спрашиваю, какой это номер кабинета, и оказывается, что мне надо в соседний! Она говорит: «И прекрасно!» И я иду, а там тихо-тихо детишечки сидят и стоит учительница, которой срочно надо уехать. Она уходит, и я им говорю: «Давайте поиграем. Только, чур, игру вы придумываете». Какие понеслись предложения! Поднимаю руки, говорю: сдаюсь. Вы, говорю, поиграть хотите или мне рассказать, какие вы разные игры знаете? Оказывается, поиграть. Хорошие дети такие... Поиграли в «вопрос–ответ», когда нужно придумывать вопрос, а ответ задается заранее соседом, похохотали. А потом они мне тоже написали, что хотели бы делать в школе. Кто-то даже хотел бы так, чтобы Владимир Николаевич у них вел уроки. Хороший урок, говорят, получился. Урок...
Правда, в свой восьмой класс я в итоге опоздал – от малышни невозможно вовремя уйти.

Рейтинг@Mail.ru