Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

И.В.Вачков
Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку
М.: Ось-89, 2007

Надпись на обложке сообщает, что это уже третье издание. И немудрено: автор хорошо знает предмет, будучи доктором психологических наук, да еще и пишет легко, содержательно и понятно – это уже скорее вопреки своей ученой степени.
Сказкотерапия как-то очень стремительно стала популярной, на книжных полках масса литературы по этому направлению. Но книжки именно этого автора привлекают тем, что ориентированы на работу со школьниками и учителями.
В первой части автор подробно рассматривает педагогов и учеников не просто как клиентов психолога, а как людей, взаимодействующих в учебном процессе, их особенности, проблемы и потребности, специфические компоненты образовательной среды. И только после этого показывает, почему именно сказочная метафора так продуктивна для развития самосознания ученика и учителя, позволяет строить «мосты взаимопонимания».
Говоря о практическом применении психологической сказки в школе, автор попутно просвещает читателя относительно взглядов представителей разных школ аналитической психологии; проводит различие между типами психологических сказок, анализирует их содержание. И все это вполне доступно пониманию.
Добрую половину книжки занимают описания упражнений для детей разных возрастов и учителей, тексты психологических сказок нескольких авторов и практические рекомендации для школьного психолога, рискнувшего стать сказкотерапевтом.

С.А.Галкин
Воспитание. Личность. Общество
Дубна: Феникс+, 2006

«Чтение книги разочарует тех, кто ожидает найти в ней полезные инструкции по воспитанию ребенка. Эта книга ставит целью показать, почему воспитание, призванное помогать человеку в достижении личностной зрелости, часто препятствует этому», – это первые фразы из Введения. И просто-таки возмущение они должны вызвать у тех, кто «формирование коллективизма и патриотизма» считает безусловной воспитательной составляющей, а введение религии в стены школы – панацеей от детской жестокости и насилия. Все наоборот, считает автор. Патриоты и церковь обращаются к самому темному закоулку нашего сознания, архетипическому. В нем-то и скрывается «микроб зла». Свое мнение автор подкрепляет примерами из психологии, литературы, политической жизни.
Люди, остающиеся во власти древних племенных ценностей, постоянно демонстрируют склонность к насилию или подчинению, жажду пресловутой сильной руки, предпочитают соответствующий политический режим. По мнению Галкина, это свидетельствует о незрелости. Но при определенных условиях ребенок может освободиться от власти архетипического: свобода человека тождественна его личностной зрелости.
В главе «О «тайном» в воспитательном процессе» раскрыты противоположные тенденции школьного воспитания – либеральная, ведущая к гражданскому самосознанию, и авторитарная, делающая ставку на патриотизм. Такое противопоставление может показаться шокирующим, ведь на протяжении многих лет «гражданско-патриотическое воспитание» слиплось в сознании учителей во что-то неразличимое.
Может, и стоит прислушаться к доводам автора, резким и неоднозначным: «Воспитание детей в духе государственных ценностей чревато возрождением фашизоидной психологии и восстановлением тоталитаризма, выдающего себя за демократию и либерализм»? И хотя бы задуматься, ведь патриотической и религиозной атрибутики в последние годы более чем достаточно, а в результате воспитания мы получаем… то, что получаем.

Рейтинг@Mail.ru