Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Кожурина Людмила

Учебники, которые знают, чему учат

Искусство понимать текст обретается в опыте

Учебников, в которых идет целенаправленное формирование читательских умений, проверяемых в международных исследованиях, не так уж много. Ярким исключением являются учебник Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской «Литературное чтение», который «создает основу для подготовки школьников к заданиям PISA», и учебник Е.В.Чудиновой и Е.Н.Букваревой «Окружающий мир». Учебник отличается сбалансированностью заданий, тренирующих как предметные, так и читательские умения». Мы поговорили с авторами.

Зинаида Новлянская: «Начинаешь сочинять — начинаешь понимать»

– Зинаида Николаевна, целью своего курса вы заявили воспитание эстетически развитого читателя. Однако оценили вас за другое: ваши учебники помогают готовиться к PISA. Это не странно?
– Все просто: литература должна преподаваться как искусство и дружить с другими предметами эстетического цикла. Дети, осваивая общее для всей области искусства отношение «автор – художественное произведение – читатель», приобретают умение правильно понимать создателя художественного текста и читать этот текст как художественный. Но тут необходим особый ход: чтобы не потерять создателя художественного текста за картиной мира, им созданной, сначала надо самому побывать в позиции автора. Например, сочинить метафору важнее для дальнейшей читательской жизни – для понимания, скажем, сложной поэзии, чем выучить ее определение. Начинаешь сочинять – начинаешь понимать, зачем она вообще-то нужна. Сочинения же обязательно выносятся на суд читателей. И тут выясняется, понятно ли другому то, что сказал автор-ученик. И если не понятно, то кто в этом непонимании виноват? Автор, недостаточно полно выразивший свой замысел? Или читатель, невнимательный к авторским «вехам», не умеющий воссоздавать по ним авторские смыслы?
И так из урока в урок на самом разном материале у детей воспитывается внимательное и лично ответственное отношение к слову, к тексту, к мысли, к образу. Поэтому они и показали высокие результаты в международных обследованиях грамотности чтения.
– На обсуждении данных исследования мне довелось услышать разные версии причин снижения читательской грамотности при переходе из начальной школы в среднюю. Как думаете вы?
– Дети попадают к специалисту-словеснику, который работает как филолог. Но не чистое литературоведение помогает человеку творчески читать, не формулировки понятий и не задание «Найди в тексте метафору». И конечно же, не готовые трактовки произведений, предлагаемые учебниками и учителями, которые нужно только воспроизводить. Для того чтобы ребенок развивался как читатель, ему нужно предоставить возможность самостоятельно открывать в тексте автор­ские смыслы, сопоставлять свое понимание с толкованиями других, обсуждать под руководством учителя различия в этих интерпретациях. Такую возможность наш курс открывает каждому ученику.
Поэтому те учителя, которые освоили нашу программу, на прежние способы работы не переходят. В основном это учителя начальных классов. На сегодняшний день учебно-методические комплекты у нас готовы по 8-й класс, по 7-й уже вышли, а вот комплект для 8 класса застрял в типографии: говорят, кризис.

Елена Чудинова: «Важны переходы между знаковыми формами»

– Елена Васильевна, я прочитала у вас в комментариях для учителей: «Неправильное выполнение задания может свидетельствовать о трудностях работы с текстом» – и удивилась. Вы сознательно закладываете в природоведческую программу поддержку и развитие читательских умений или «так получилось»?
– Первые наши учебники-тетради не предусматривали работу с текстами. Казалось, у нас другие задачи. Но нетрудно понять, что те способы работы с текстом, которые используются на литературном чтении или русском языке, не покрывают наших потребностей. Например, на уроке биологии в 6 классе ребенок встретился с новым словом. Он знает, что нужно обратиться к словарю, и он обращается. Но биологические словарные статьи устроены так, что в поисках значения одного слова ребенок встречает несколько еще более непонятных. Значит, с новым словом надо учить работать по-другому, учить искать контексты в содержании данного текста. И начинать это делать не в 6 классе, а раньше.
Понятно и то, что научно-популярные тексты по-другому устроены. Чтобы их понимать, надо самому попробовать такой текст построить. Это совсем другое автор­ство. Ребенок проводит эксперимент и описывает, как и что он предполагал делать и делал. Или, наоборот, идет с конца, с вывода, мысли, подбирая примеры, то есть рассуждает.
Для нас важно и то, что словесный научно-популярный текст – это одно из воплощений его понимания. Его можно передать в схеме, графике, диаграмме. Именно переходы между знаковыми формами очень важны при обучении. Текст может выглядеть как художественный, но говорит он совсем о другом.
Лучшему пониманию текста способствует и такой наш прием: для работы дается не один текст на тему, а два или три. Читать надо один, а потом работать в паре…
– Вот еще одна удивительная фраза из вашей методички: «Задание проверяет, умеет ли ребенок вчитываться в текст, выделять в нем смысловые части, восстанавливать значение слова по контексту. Кроме того, задание проверяет знание учениками горных пород (требование стандарта)». Наверное, специалистам-естественникам такая формулировка может не понравиться?
– На сегодня гриф ФЭС потерян двумя нашими учебниками. У двух есть, но получили его с боем. Беда еще и в том, что наши книги выходили в формате учебник-тетрадь, этот формат запретили, и нам надо перестраиваться: отдельно книга, отдельно рабочая тетрадь. Как раз сейчас они проходят государственную экспертизу.

Рейтинг@Mail.ru