Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2009
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Олейников Алексей

Дом на улице Свободы

История школы-интерната, где 11 лет назад начался эксперимент по семейному воспитанию детей

Это школа, в которой почти все выпускники поступают в вузы – да еще какие вузы: например, Академия Петра Великого в Москве или Академия МЧС в Петербурге. Школа, которая платит своим выпускникам стипендии все время их обучения. Но это вовсе не элитное учебное заведение, куда специально отбирают детей. Нет, это школа-интернат для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей или отобранных по решению суда, и детей из сельских поселений.
Школа, которая находится в городе Печоры.

Путешествие за методиками

Передо мной две записи из директорского дневника:
«Нет топлива, нет сена для лошади, на мне висит капитальный ремонт школы…Тревожное время».
«Как накормить семью из 368 человек? Где раздобыть лекарства, витамины? Растут долги».
Первая запись сделана в 1956 году директором Владимиром Ильиным, когда в Печорах на улице Свободы, 27, в здании эстонской гимназии была открыта первая в Псковской области школа-интернат. Тогда в школу пришли 210 детей.
Вторая – в 1998 году, и принадлежит она нынешнему директору интерната Вере Николаевне Печниковой.
Можно только гадать, как бы повернулась судьба интерната, но в том же тяжелом 98-м коллектив печорской школы-интерната вытащил счастливый билет: в конкурсе проектов, посвященном памяти матери Терезы, который организовал фонд Сороса, интернат получил грант первой степени в 15 тысяч долларов.
На что можно было потратить такую грандиозную по тем временам сумму?
На ремонт, оплату коммунальных ус­луг, питание детей, организацию патроната (к тому времени школа уже включилась во Всероссийское экспериментальное движение по патронату детей-сирот).
А еще… на путешествие. Путешествие в поисках новой модели воспитания.
Соросовский грант дал печорским учителям возможность реализовать давно задуманное путешествие по всему северо-западу России в поисках новых идей и учебных технологий, которые могли бы помочь педагогам изменить их интернат.
– Проблема, которую мы пытались решить, есть во всех интернатах, – говорит Вера Николаевна. – Это прежде всего неприспособленность наших детей к самостоятельной жизни. Неумение считать деньги, неготовность нести ответственность, неразвитость эмоциональной сферы.
– Когда Вера Николаевна вернулась, она оглядела стены и решительно сказала: «Будем ломать», – с улыбкой вспоминает завуч Татьяна Жегунова.
Ломали стены, ставили новые перекрытия, переоборудовали душевые. Печор­ская школа-интернат начала эксперимент по семейному воспитанию детей.
– Понимаете, мы постоянно думаем, что же важнее: воспитание или образование?  – отвечает Вера Николаевна. – И пока пришли к выводу, что для наших детей важнее воспитание. Они его недополучили. Если удастся создать хотя бы замещающую семью, место, где они будут чувствовать себя как дома, то, кроме всего прочего, они начнут лучше учиться.

Своя квартира

В 2000 году первые пять семей вселились в свои квартиры. В каждой из квартир живут от двенадцати до восемнадцати детей. Группы разновозрастные, от первоклассников до выпускников. Мальчики и девочки живут в одной квартире в разных комнатах.
– Когда мы начинали этот эксперимент, то установили три простых правила. Дети селятся в семью раз и навсегда, никаких переходов, – замечает завуч Татьяна Шумилова. – Дети из одной биологической семьи обязательно живут вместе. В каждой семье дневной воспитатель и ночной помощник воспитателя.
Но ведь просто расселить детей по квартирам – мало. Нужно, чтобы они сами захотели изменяться. И здесь включается второй принцип жизнеустройства печорской школы-интерната: экономическое стимулирование.
В интернате все дети зарабатывают деньги. На каждого воспитанника заведен счет, куда каждый месяц начисляется определенная сумма – своего рода стипендия. Десять процентов от этой суммы идут на общий семейный счет. Как дети зарабатывают? Уборка территории, мелкие работы в интернате, помощь воспитателям. Также оцениваются успеваемость и поведение. Соответственно в изрядную копеечку штрафа нерадивому воспитаннику влетит замеченная сигарета, драка или мат. Конечно, это внутренние деньги интерната, но «покупательная способность» у них имеется: в интернате открыты два постоянно действующих киоска – обувной и канцелярский.
– Научить ценить вещи можно, только если ты сам их выбрал и сам на них заработал, – объясняет Вера Николаевна.  – Представьте, что каждый ребенок потеряет ручку и порвет тетрадь – чего их жалеть, казенные. Триста детей – триста ручек. А если он ее купит на свои кровные, то уж точно бережнее будет относиться.
Канцелярия – это понятно, но зачем открывать обувной киоск?
– Знаете, как дети до сих пор интернат называют? – улыбается Вера Николаевна.  – «Батор». Это потому, что в девяностые у нас была одежда из гуманитарной помощи, и ходили они в одинаковых штанах и куртках. В городе их называли – «инкубаторские». Сокращенно – «батор». Удивительно, уже выросли и ушли те дети, а память осталась.
Осталась память и осталось желание быть собой. А в киоске можно купить такие кроссовки, каких ни у кого нет, только у тебя. Свои.
Своя квартира, своя тумбочка у кровати, своя одежда и свои игрушки. Свое, личное пространство – то, чего так не хватает детям.

Внутренняя экономика

В самом начале эксперимента семьям выдавали лишь необходимую мебель. Всю остальную роскошь – стиральные машины, телевизоры, красивые ковры в комнаты и половички в коридор, занавески (не такие, как у других), новые обои – в общем, все те многочисленные мелочи, которые и делают квартиру своей, обжитой, дети получали по сертификатам, которые выиграли в конкурсах или покупали.
Где покупали? Да на школьных ярмарках.
В конце каждой четверти в интернате проводятся грандиозные праздники с ярмарками, к которым готовится каждый школьник. Еще бы, в это время можно не только победить в операции «Уют» (в борьбе на конкурсе за лучшую семью) и получить новый телевизор или микроволновку, но и самому получить сертификат на плеер, часы, новую куртку, роликовые коньки – да мало ли желаний у ребенка? Сертификат, кстати, тоже можно обменять на живые деньги. А еще можно заработать на продаже своих поделок, на работе в школьном кафе…
Но вот что важно – на этих праздниках «никто не уходит обиженным». Ведь учителя прекрасно понимают, что необходимо тому или иному ребенку, что нужно каждой конкретной семье. Вот и получается, что все хоть в чем-то, да выигрывают  – ведь заинтересованный педагог всегда придумает, в чем же именно этот ребенок лучший.
Но откуда берется «товарная масса» для всех этих киосков и ярмарок?
Все просто. Часть вещей выдает государство, и дети получили бы их и так, по закону. Учителя просто пускают эти вещи в круговорот внутренней экономики интерната.
А самые ценные призы и подарки  – телевизоры, DVD-плееры, хорошую мебель добывает у спонсоров Вера Николаевна.
Семья – это самоорганизующаяся система; кто-то выпускается, на его место приходят новички, но ядро семьи со своими традициями, порядками, укладом существует всегда. И получается, что в первую очередь ребенка воспитывает сама семья – все проблемы решаются прежде всего на семейном совете. Например, если воспитанник получает штраф, это не только бьет по его карману, но страдает и бюджет семьи. Не говоря уже о том, что страдает и репутация всех остальных членов семьи.
Так что же, можно воспитывать при помощи кроссовок и телевизоров?
А почему бы и нет, раз это работает?

Система поддержки выпускников

Эксперимент стартовал в 2000 году. А сегодня в семьях живут 150 детей из 218 воспитанников интерната. Еще двадцать детей – в дошкольном отделении. Вера Николаевна расселила бы всех детей по квартирам, но планировка другого здания не позволяет. Работников в интернате 150, из них 86 – учителя.
Каждый из вновь поступивших воспитанников проходит педагогическое, психологическое, медицинское обследование. И для него прочерчивается индивидуальный образовательный маршрут.
Не сказать что в печорской школе-интернате внедрены какие-то диковинные инновации. Детей учат спокойно и традиционно. Но результаты, которых достигает интернат…
Из года в год практически 100% воспитанников уходят в академии, институты, университеты, колледжи. Для заведения интернатного типа результат невероятный. Кстати, пятнадцать бывших выпускников сегодня работают в интернате  – воспитателями и учителями.
В чем причина успеха?
В школе-интернате выстроена система поддержки выпускников.
Каждому одиннадцатикласснику на спонсорские деньги шьют костюм или платье, выдают набор выпускника: электрический чайник, плед, простыни и полотенца, комплект одежды в дополнение к государственному. А каждому из студентов интернат находит благотворителей, которые платят ему стипендию. Все пять лет – по три тысячи рублей в месяц. Вместе с государственной стипендией, положенной детям-сиротам, выходит больше пяти тысяч. Уже можно как-то жить.
Но вот что интересно – стипендия не просто форма поддержки, но и своего рода способ контроля.
Студенты чувствуют ответственность за учебу, ведь их поддер­живают.
А кроме стипендий директор Печникова со своими завучами придумали и дублирующую систему поддержки.
– Каждому из наших ребят мы стараемся найти значимых взрослых, – объясняет Вера Николаевна. – Патронатную или гостевую семью, причем там, где он будет учиться. Понимаете, ребята далеко разъезжаются, за всеми не уследишь. А это – еще одна дополнительная опора, ниточка, за которую они смогут удержаться.

…Конечно, о многом бы еще хотелось рассказать. Ведь за кадром остались шесть самостоятельных школьных центров: центр «СМИ», центр «911» (по поддержанию порядка), эстетический центр «Эхо» и центр «Эрудит», двадцать кружков  – от хореографии до фольклора, мастерские, физкультурные секции (ребята занимают призовые места на всероссийских соревнованиях).
Но главное, что можно увидеть, даже пробыв в интернате всего один день, – дети здесь чувствуют себя спокойно и уверенно. Они у себя дома.
И наверное, это самое важное достижение Веры Печниковой и всего коллектива печорской школы-интеранта.

Рейтинг@Mail.ru