Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ


Кудрявцев Владимир

Почему в консерватории нет «класса тарелок»

Однажды, когда мне было лет 12–13, отец повел меня в Большой театр на оперу. Уже и не помню, что мы слушали. Зато хорошо помню, как, сидя в ложе все три отделения, я терзался одним-единственным вопросом. А все дело в том, что в оркестровой яме примерно раз в полчаса вставал человек во фраке и громко ударял в большие тарелки. Рядышком другой такой же человек, уже не вставая, бил в тарелки размером поменьше, но зато делал это почаще. В антракте я набросился на отца с расспросами: мол, как так, небось эти двое консерваторию или как минимум музыкальное училище оканчивали… и только для того, чтобы в какой-то момент разок стукнуть в тарелки?! Я этого решительно не мог понять. Отец, таинственно улыбаясь, посмотрел на меня и сказал: «А как ты думаешь, почему они сидят там, в оркестровой яме величайшего музыкального театра мира, а мы с тобой – здесь, в ложе?..» Тогда я не воспринял его вопрос как подсказку, скорее, наоборот, дополнительно озадачился. Но это дополнительное озадачивание в итоге позволило мне позже «поймать» подсказку.
Стоят ли годы, проведенные в консерватории, одного удара в тарелки? Вопрос  – детский, а проблема, которая прячется за ним, – вполне взрослая. Скажу больше: в предлагаемом ныне свыше способе ее решения и коренится основа разрушения нашей системы образования. …В консерватории нет «класса тарелок», но есть класс ударных. Тот, кто его окончил, сможет сыграть и на больших, и на маленьких тарелках. И на разных барабанах, за которыми в оркестровой яме сидели другие люди. Имея за плечами консерваторию, все эти музыканты могут легко заменить друг друга в оркестре.
Но ведь не только замены ради на случай необходимости они прошли консерваторскую подготовку. В консерватории они погрузились внутрь мировой музыкальной культуры и одновременно поднялись к ее вершинам, освоили многообразные стили и жанры музыки, совершенствовались в различных технических премудростях вроде чтения с листа самых сложных партий… Да, один удар в полчаса! Но он звучит не как какофонический грохот, а как органичный момент развития темы. Более того  – как кульминация, в момент которой громом разряжается вся накаленная до предела полифония оркестрового звучания. Ударные задают ритмическую разметку, размерность произведения. Значит, просто «грохнуть», сколь бы элементарным сие ни казалось бы тогда наивному отроку, увы, не получится. В звуке тарелок – выражение высочайшего профессионализма, который сформировался на базе универсального музыкального образования.
…Отца уже давно нет. Но мне почему-то кажется, что он принял бы мое взрослое решение моего же детского вопроса.
Но едва ли мое решение примут «модернизаторы» российского образования. По их мнению, главное – как раз то самое «грохотание» при точечном попадании в правильный тестовый ответ, которое не требует особой фундаментальности и универсальности. Только вот и Зайца можно научить играть на барабане.

Рейтинг@Mail.ru