Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИКА БЕЗ ПЕДАГОГИКИ


Спектакль для отчаянных непосед

О том, как учителя не узнали своих шумных второклашек

Однажды в канун праздников в школу приехал актер Алексей Шашилов с чемоданчиком – показать спектакль «Снежная королева». Пригласили его в самый шумный и непоседливый второй класс, с которым уже намучились педагоги.
В кабинете поставили полукругом стулья. На них уселись 20 детей, а еще несколько мам и учителей – для «поддержания дисциплины».
Начало спектакля вызвало недоумение у взрослых. Алексей не торопясь вынул из чемоданчика картонные планшеты с перекидными листами (перевернул страничку – тут же изменились декорации), расставил их на нескольких стульях по кругу, потом достал бумажную фигурку – Герду. Негромко и задумчиво уже не Алексей, а повзрослевший Кай вспоминает, как спасала его когда-то маленькая девочка, как это у нее получилось. Он переворачивает листки на планшетах за спиной Герды: черно-белые рисунки, лаконичные линии – и вот зрители уже в саду волшебницы, вот холмы и леса, контуры домов и замков, мимо которых шла юная странница.
Удивительно, дети притихли и слушают в общем-то давно знакомую сказку. Время от времени Кай обращается к своим собеседникам за помощью: осветить солнцем (карманным фонариком) путь Герды, нарвать из бумаги снег, подуть на летящие обрывки, чтобы получилась вьюга. Буйные второклашки послушно свистят и каркают в диктофон – и в зале раздается завывание ветра, ребята хлопают себя по коленкам – и слышится цоканье лошадиных подков: это мчится карета прямо в логово разбойников.
– Закройте глаза, – вдруг говорит актер. – Поднесите к лицу лист бумаги, близко-близко. А теперь откройте глаза. Видите, вот такой белый снег на Северном полюсе, куда в конце концов попала Герда.
Бумага шуршит в руках непосед. Никаких замечаний. Наоборот, бумагу надо помять в руках посильнее. Слышите? Вот так скрипел снег под ногами маленькой Герды.
Мальчишки отвлеклись от спектакля и подбирают грязные обрывки бумаги (бывшие снежинки) с пола. Учителя и родители тревожно напрягаются.
– Снег нам еще пригодится, представляете, сколько снега нужно, чтобы засыпать все царство Снежной королевы, ведь там снега видимо-невидимо,  – вспоминает Кай. И спектакль продолжается. Каждое движение зрителей, каждое их слово, жест становятся частью истории.
Представление закончилось. Очарованные второклашки устроили в классе метель из отыгравших сугробов, ребятам явно не хочется возвращаться в реальность. Учителя обмениваются впечатлениями:
– Как это он сумел с ними справиться?
– Сотворил для них чудо.
– Да это по первому разу кажется – чудо. А если бы он каждый день встречался с ребятами?
– Если бы на каждый наш урок мы приходили такими, как Алексей на спектакль, каждая наша встреча с классом становилась бы чудом...

Рейтинг@Mail.ru