Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Суксова Виктория

Построение урока с учетом возрастных потребностей

Попробуем перевести естественную мотивацию в учебную

Психологи, работающие с учителями, часто слышат жалобы на то, что дети не хотят учиться, а все попытки педагогов преодолеть это нежелание остаются безрезультатными: «Что я делаю не так? Я же на самом деле не люблю орать на людей, но по-другому меня не слышат! Но и это помогает ненадолго. Что мне еще сделать?!!» Учитель может или спустить пар на уроке, прикрикнув в воспитательных целях, или жалуется коллегам на то, какие сейчас пошли дети.
Дети действительно сейчас не те, что двадцать лет назад, подчас они обладают более широкими и современными знаниями, чем мы, о чем при случае напомнят. Вслед за антропологом Маргарет Мид можно сказать, что мы вступаем в эпоху, когда трансляция знаний происходит не от старшего поколения к младшему, а наоборот. Как обучать детей в таких условиях? Что делать учителю?

 

Что мешает малышам

Заметим, что в младшей школе жалоб на низкую учебную мотивацию традиционно намного меньше, малыши с радостью идут в школу, мечтают о пятерках, учитель для них авторитетная фигура. Здесь важную роль играет ведущая деятельность, соответствующая данному возрастному периоду. Как раз для младших школьников учебная деятельность – ведущая, она соответствует внутренним запросам ребенка.
Но бывают ситуации, когда и учителя младших классов обращаются по вопросу учебной мотивации к школьному психологу с таким запросом: «Ему совсем неинтересны занятия, он вертится и все время хочет играть. Что с ним делать?» Ответ иногда очень прост: играть. Предположительно, у такого ребенка не сформировалась учебная мотивация, слишком рано отдали в школу. Сейчас это очень распространенная проблема, многие родители хотят, чтобы ребенок читал и писал, когда он еще и ходить-то не научился. И во всем этом легко теряется игра, для нее между кружками и подготовкой к школе не остается места. Для дошкольного же возраста ведущая деятельность как раз игровая, а значит, недоиграв, ребенок не пройдет успешно эту стадию развития.

Когда общение важнее учебы

Что же мешает подросткам? Реакция педагогов на вопрос об этом очень точно отражает реальность: «Гормоны, подростковый кризис». Действительно, переход на новую стадию развития сопровождается кризисом и… сменой ведущей деятельности. Кризис одиннадцати-двенадцати лет разделяет эпохи детства и подростничества. Помыслы младшего подростка связаны уже не с учебной деятельностью, а с интимно-личным общением. Заметим, что в этот момент в российской системе обучения происходит смена классного руководителя и появляются учителя-предметники. Но изменяются ли формы взаимодействия? По-прежнему преобладает фронтальное обучение, да и способы остаются теми же. А потребности у подростков уже совсем другие, и возможностей стало значительно больше.
Каких трудов учителю стоит прекратить разговоры в классе. И даже если ему это удалось, то вскоре ребята уже перекидываются записками, а в современных условиях – эсэмэсками. Потребность в общении со сверстниками – одна из ведущих в этом возрасте, что заметно любому заглянувшему в класс, если учитель вышел на минутку. Спросите у ребят после лета, хотят ли они в школу. Большинство ответят: да, но только чтобы со своими повидаться. Об этой возрастной особенности написано в большинстве учебников по психологии, но до сих пор недостаточно используется в процессе обучения.

Хотите общаться? Да на здоровье!

Между тем нужно лишь обратиться к естественным интересам ребят, не идти против течения, а поймать соответствующую волну, настроиться. Если они хотят общаться, то можно просто организовать для этого пространство, предоставить материал, задать тему, устроить обсуждение в группах и парах. Уже давно подмечено, что выражать свои мысли перед большой аудиторией, даже если это твой класс, может быть небезопасно, а если это группа из трех–пяти человек, то доверительность возрастает, уходит тревога, связанная с публичностью, и у каждого появляется шанс высказать свое мнение. Такие малые подгруппы из четырех человек проще всего образовать из сидящих в одном ряду, разрешив половине класса сделать то, что обычно никогда не разрешается: развернуться спиной к учителю. Парами, через одну.
Вроде бы несложная форма работы, столь привычная для психологических тренингов, с таким трудом входит в урочную систему. И действительно, наших учителей не учат работать с малыми группами, и многие учителя поначалу выражают сильное беспокойство, ведь там меньше возможности контролировать процесс. И что скажет директор, если зайдет, а они все болтают? Тревога эта небезосновательна, хорошо бы сначала заручиться поддержкой администрации, потому что игра стоит свеч. Каково бывает удивление учителей, ведь даже когда они выходят из класса, работа у ребят не прекращается.

Коллективное задание

Опыт зарубежных коллег говорит в пользу такой формы работы с подростками, как коллективные задания. Когда подгруппой из трех человек, а иногда парой делается совместный проект. Желательно, чтобы пары не просто назначались учителем, а выбирались детьми самостоятельно по желанию. При подборе задания тоже важно учитывать их возможности. Такой проект чем-то напоминает дипломную работу студента, потому что идет в течение года, только делается командой. В результате получается и завершенный продукт, и опыт создания общего совместного проекта.
Это позволяет объединить детей в рамках учебной тематики, опираясь на их интересы и возрастные потребности. Причем такой подход помогает решать проблему межпредметной связи, об утрате которой одна учительница сказала: «Я его на истории спрашиваю, как Пушкин относился к декабристам, а он отвечает, что Пушкин – это из другого учебника».
Следуя опять же за интересом подростков, учитывая их насущную необходимость взаимодействовать со сверстниками, мы можем обучить их навыкам такого взаимодействия. Как правило, это называют коммуникативными навыками. Обычно в групповой работе ребята сразу же сталкиваются с тем, что далеко не все умеют вести диалог, особенно по острым спорным вопросам. Потребность в обладании этими навыками рождается из практики, из реально возникающих при обсуждении проблем. Вот здесь и появляется мотивация, которую важно не пропустить. В такой ситуации хорошо себя показывает работа учителя в паре с психологом, когда они вместе ведут единую линию в разных форматах или объединяются для совместных занятий, классных часов, например.


Рейтинг@Mail.ru