Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

За счет чего Сингапур, Гонконг, Финляндия и некоторые другие страны показывают высокие результаты в международных программах оценки образовательных достижений TIMSS и PISA? Каким образом в этих странах удалось создать эффективные системы школьного образования? Этим вопросам было посвящено исследование, проведенное под руководством профессора Бостонского университета Майкла Барбера. Сделанный на основе исследования анализ «лучших систем школьного образования» представлен в статье М.Барбера и М.Муршед «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школе» («ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ», № 3 за 2008 год).
Основной вывод ученых заключается в том, что пути к качественному образованию могут быть различными, но решающую роль играют три фактора. Прежде всего надо, чтобы учителями становились подходящие для этого люди. Поэтому наиболее эффективные системы «стабильно привлекают к учительской профессии все более качественные кадры». Они добиваются этого посредством жесткого отбора поступающих на программы подготовки учителей, разрабатывая эффективные процедуры оценки учительских кадров и назначая высокую (хотя и не слишком) начальную зарплату.
Вторая важнейшая предпосылка успеха состоит в том, чтобы дать педагогам подготовку, которая позволила бы повысить эффективность преподавания.
Руководители эффективных систем образования знают, какого рода меры позволяют достичь этой цели – речь идет о наставничестве, обучении начинающих преподавателей непосредственно в классе, выдвижении сильных руководителей школ, способных помогать им в развитии и создании возможностей для педагогов учиться друг у друга.
И наконец, третий определяющий фактор: обеспечение условий, при которых каждый без исключения ученик получил бы качественное образование. Системы, которые могут похвастаться высокими результатами обучения, лидируют также и в обеспечении равенства: в них каждый школьник может получить обучение, в котором он нуждается, вне зависимости от происхождения.

По наблюдениям ректора Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров Аллы Кузнецовой, талантливый инициативный учитель, значительно обогнавший окружающих по профессиональному мастерству, «нередко становится проблемой для руководителя учебного заведения». Почему так происходит?
Причины этой печальной тенденции А.Кузнецова подробно анализирует в статье «Почему гаснут наши педагогические «звезды»?» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 1 за 2009 год). Автор выделяет внешние причины, а точнее говоря, поводы для недовольства профессионалом (привлекает излишнее внимание к учреждению, лезет не в свое дело), и внутренние причины, которые, как правило, связаны с чувством обиды. Мол, был нормальный сотрудник, растили его, учили, а он теперь смеет не соглашаться, дерзко оспаривает решения, задает новые, более высокие эталоны деятельности и вообще «слишком умный».
По мнению автора, проблемы наиболее успешных учителей связаны с укоренившимся во многих школах типом организационной культуры, для которой характерна большая властная дистанция, ориентация не на высокие достижения и педагогический поиск, а на сохранение стабильности.

Какие качества необходимы для того, чтобы стать успешным лидером-организатором? Согласно исследованиям это: психологическая избирательность  – способность личности учитывать психологию членов организуемой группы в процессе решения общегрупповых задач; практическая направленность ума, включая готовность применить сведения о социальных и психологических феноменах для достижения поставленных целей; такт  – способность соблюдать чувство меры во взаимоотношениях с людьми; общественная энергичность как способность организатора за­ражать и заряжать своей энергией других членов группы и волевое усилие.
О том, как школа и другие социальные институты влияют на развитие этих качеств у детей, рассказывается в статье курских психологов А.Чернышева, С.Сарычева, Ю.Лобкова и В.Скурятина «Особенности становления лидерства среди учащихся» («ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 10 за 2008 год). Примечательно, что, как пишут авторы, в школе преобладают лидеры девушки, в детских спортивных организациях – лидеры юноши, в центрах отдыха и развития наблюдается равное их соотноше­ние; лидеры в детских центрах отличаются большей отзывчивостью, у них сильнее развита способность к эмпатии, сопереживанию.

Рейтинг@Mail.ru