Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Базил Бернстейн
Класс, коды и контроль: структура педагогического дискурса
М.: Просвещение, 2008

В книге известного британского социолога образования проанализированы способы передачи социального опыта через систему образования. Большинство текстов характеризуется очень высокой степенью абстракции, тем не менее в некоторых случаях автор включает в свои рассуждения примеры анализа реальной образовательной практики.
Тем, кто решится на изучение книги, придется приложить немало усилий: тексты очень сложные и по терминологии, и по логическим конструкциям.
Вот пример из заключительной части, содержащей выводы: «Связь между властью, знанием и сознанием устанавливается посредством педагогического механизма, который является символическим правителем построения и распределения форм специализации субъектов и, таким образом, представляет собой предварительное условие производства и воспроизводства культуры. Мы полагаем, что педагогический механизм доставляет внутреннюю грамматику символического контроля, или с более традиционной точки зрения – социализации». В целом же книга направлена на детальный анализ особого «школьного языка», который сложился под влиянием многочисленных социальных факторов и транслирует нашу социальную реальность следующим поколениям.

Практикум по психологическим играм с детьми и подростками
СПб.: Питер, 2008

Игровые формы работы учителя используют на уроках довольно часто – для переключения внимания, активизации интереса, эмоциональной разгрузки. То есть игра служит вспомогательным средством при решении обучающих задач. Авторы, придумавшие игры, собранные в «Практикуме», предлагают превратить Золушку в принцессу: предложить школьникам большую психологическую игру. «Это – «маленькая жизнь», которая проживается каждым участником. Она позволяет участникам получить опыт, ценный и для их настоящей, «всамделишной» жизни. Большая игра принципиально отличается от других видов игры тем, что для своих участников она выступает как деятельность». Это не значит, что мы пренебрежем обучением, просто на уроке, построенном в логике большой игры, она станет целью, а ЗУНы (куда ж без них) – средством.
Такая форма педагогического взаимодействия преследует отнюдь не развлекательные цели. Авторы подробно разъясняют ее развивающие возможности. Это и планирование, и самоконтроль, и способность к диалогу, и многие другие способности и качества, для развития которых на уроке обычно просто нет места.
Авторы предлагают нам несколько видов коллективных игр. Игровые «оболочки» – самый распространенный и простой (например, дети попадают в выдуманный мир и кого-то спасают). Они создают общий фон для другой, учебной или психологической, работы. Игры-проживания дают опыт освоения некоторого придуманного пространства (необитаемый остров, древний мир). Дети проигрывают ситуации взаимодействия с другими людьми. Содержание игры-драмы строится так, чтобы участники ощутили необходимость личного выбора. Деловые и проектные игры помогают выстраивать системы деловых отношений. Психологические акции – это скорее игровая среда, создающаяся на некоторое время в классе или школе. Каждый вид проиллюстрирован описанием нескольких игр – оптимальных для школьников разного возраста.

Рейтинг@Mail.ru