Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2008
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

«Нацпроект Образование»: расходы за три года

Высокую результативность проекта объясняют не качеством управления, а масштабами финансирования

В Федеральном агентстве по образованию (Рособразование) подвели итоги реализации национального проекта «Образование» за три года его существования – с 2006-го по 2008-й. Итоги выразились в основном в финансовых показателях: сколько денег ушло на гранты школам, сколько – на закупку автобусов.

Денежный вопрос

Как и следовало ожидать, заседание коллегии началось с похвальных слов в адрес приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО). Глава Рособразования Николай Булаев заявил, что он является «одним из самых эффективных и действенных механизмов модернизации системы российского образования».
– Высокая результативность проекта объясняется масштабом финансирования: за три года из федерального бюджета выделено более 125 млрд рублей, в том числе в текущем году – свыше 44 млрд рублей, – отметил начальник управления учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта «Образование» Петр Анисимов.
Еще более значительным оказался объем софинансирования со стороны субъектов РФ. Например, в Краснодарском крае на 1 рубль федеральных ассигнований приходится 4 рубля из краевого бюджета.
Однако как выяснилось в ходе обсуждения, в 2007 году 19 регионов нарушили свои обязательства по софинансированию. Кроме того, из-за недостатка опыта – как проводить конкурсы и аукционы – средства федерального бюджета иногда расходуются слишком медленно. И в некоторых регионах к концу финансового года часть денег остается неистраченной. В 2006 году насчитывалось 18 таких регионов, в 2007 году – три. В нынешнем году, по данным на конец ноября, еще не приступали к освоению средств в Свердловской области и Чеченской Республике.

Конкурс лидеров себя исчерпал?

– Организация конкурсных процедур по некоторым направлениям нацпроекта оставляет желать лучшего, – отметил ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Эдуард Никитин.
По его словам, растет число жалоб от участников конкурса лучших учителей. В жалобах говорится, что нормативная база конкурса несовершенна, а качество общественной экспертизы снижается.
– Активность учителей, принимающих участие в конкурсе 2008 года, в одних территориях осталась на уровне двух предыдущих лет, а в других – заметно снизилась, – сообщил Э.Никитин.
Что же касается школ, то с 2006-го по 2008 год 20 тысяч общеобразовательных учреждений приняли участие в региональных конкурсных отборах, причем некоторые делали это ежегодно, и в результате 629 школ победили дважды, а 76 – трижды.
На основании этих фактов Э.Никитин сделал вывод о том, что «конкурс лидеров себя исчерпал».
Не все участники коллегии разделили эту точку зрения.
– К школам, участвующим в конкурсе второй или третий раз, предъявляются более высокие требования, нежели к новичкам, поэтому их победа заслуженна, – пояснил Николай Булаев.
В качестве примера он привел санкт-петербургскую гимназию № 56, которая трижды получила гранты в рамках нацпроекта – всего 3 млн рублей.
В своем выступлении на коллегии директор этого учебного заведения Майя Пильдес отметила, что эти деньги позволили полностью обновить материально-техническую базу школы.

Поставки и штрафы

Как известно, именно обновление материально-технической базы школ являлось одной из главных задач нацпроекта.
Так, на закупку школьных автобусов за три года было выделено 3 млрд рублей из федерального бюджета и 3,6 млрд – из региональных. За этот период было приобретено 4818 автобусов, в том числе в текущем году – 1650.
– Однако производители далеко не всегда выполняли предъявляемые к ним требования, за что Рособразование применило к ним жесткие штрафные санкции, – сообщил Николай Булаев.
Так, поставщик автобусов в прошлом году был оштрафован на 134 млн рублей за поставку несертифицированных машин. Бракованные автобусы заменили на новые, сертифицированные.
За выявленные нарушения был наказан и поставщик оборудования для школьных кабинетов. Сумма штрафа составила 34 млн рублей. На 4 млн рублей оштрафованы провайдеры. А против производителей интерактивных комплексов, выигравших тендер, но не сумевших выполнить взятые на себя обязательства, заведено уголовное дело.
– За предыдущие годы мы утратили практику системного оснащения школ оборудованием, и в рамках нацпроекта мы учились вместе с производителями, причем учились достаточно жестко, – констатировал Николай Булаев.
По мнению руководителя департамента образования и науки Краснодарского края Татьяны Хлоповой, благодаря нацпроекту «реально улучшилась материально-техническая база школ, но отсутствие утвержденных норм оснащения учебных кабинетов затрудняет закупку нового оборудования».
Директор Департамента государственной политики и образования Минобрнауки Игорь Реморенко предложил провести мониторинг использования в школах поставленного оборудования с целью установления его востребованности и эффективности.
Кроме того, он считает необходимым сформировать рейтинг успешности регионов по реализации ПНПО и провести анализ изменений, произошедших в системе образования за этот период.
По мнению председателя ЦК профсоюза работников народного образования и науки Галины Меркуловой, министерству следует более тщательно проанализировать опыт внедрения новых систем оплаты труда учителей и нормативно-подушевого финансирования, поскольку по отчетам руководителей ведомства все получается «уж как-то слишком гладко, хотя на практике возникает много трудностей».
Однако подведение итогов – это лишь часть большой работы, которую предстоит выполнить образовательным ведомствам.

Планы и перспективы

И общественность, и руководителей отрасли волнует вопрос о перспективах нацпроекта «Образование». Реализация некоторых его направлений заканчивается в текущем году. Финансирование других подпрограмм проекта передается с федерального уровня на региональный.
Как заверяют руководители Рособразования, судьба всех направлений нацпроекта станет известна в ближайшее время – она определится на заседании Совета по реализации ПНПО.
На вопрос о том, не повлияет ли финансовый кризис на реализацию нацпроекта, Николай Булаев ответил весьма осторожно: «Изменения в бюджет пока не вносились. Мы надеемся, что бюджет на 2009 год сохранится в тех параметрах, в которых он утвержден Федеральным Собранием и подписан Президентом Российской Федерации. По этому поводу у нас нет никаких тревожных данных».
К этому можно только добавить, что изменения в бюджет все-таки вносились, но с целью не сокращения, а наоборот, увеличения финансирования. Был утвержден дополнительный перечень ПТУ и ссузов – участников конкурсного отбора 2008 года, в который вошло 98 учреждений регионального подчинения, объем финансирования которых составит около 2 млрд 557 млн рублей.
В то же время все чаще звучат предложения включить в нацпроект поддержку учреждений дополнительного и дошкольного образования. Высказывалась эта идея и на коллегии, но поддержки федеральных чиновников не получила. Наверное, не случайно ряд регионов уже сами проводят конкурсы и выплачивают гранты для детских садов и учреждений дополнительного образования.

Коротко...

С 2006-го по 2008 год на реализацию ПНП «Образование» из федерального бюджета было выделено более 125 млрд рублей.
В том числе:
– На выплату вознаграждений за классное руководство – более 33 млрд рублей.
– На стимулирование вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, – 30 млрд рублей.
– На государственную поддержку инновационных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях» – 9 млрд рублей.
– На государственную поддержку субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования», – 9 млрд 950 млн рублей.
– На развитие сети федеральных университетов, – 7,7 млрд рублей.

Рабочий сюжет

В начале декабря президент Дмитрий Медведев утвердил обновленный состав Межведомственной рабочей группы (МРГ) по нацпроекту «Образование».

Межведомственные рабочие группы  – это структурные подразделения президентского Совета по реализации национальных проектов. Согласно указу президента, этот совет имеет статус совещательного органа при главе государства. Однако, как показывает практика, многие вопросы, касающиеся национальных проектов, решаются именно на заседаниях совета и его рабочих групп.
В состав МРГ по нацпроекту «Образование» вошли:
А.Фурсенко – министр образования и науки РФ (руководитель МРГ); И.Калина – заместитель министра образования и науки РФ (заместитель руководителя МРГ); Б.Титов – председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» (заместитель руководителя МРГ); А.Адамский – ректор института образовательной политики «Эврика»; М.Астапов – и.о. ректора Кубанского государственного университета; Е.Астраханцева – руководитель аппарата помощника Президента РФ; С.Баринов – директор Департамента жилищной политики Минрегиона РФ; Н.Булаев – руководитель Федерального агентства по образованию; Н.Валеев – министр образования и науки Татарстана; М.Вожакин – начальник Главного управления кадров Минобороны РФ; В.Голощапов – помощник полпреда Президента РФ в СЗФО; Т.Голубева – президент некоммерческой организации «Фонд поддержки образования»; З.Драгункина – член Комитета Совета Федерации по науке и образованию (по согласованию); В.Емельянова – начальник Государственного управления образования Псковской области; А.Заклязьминский – заместитель директора Департамента культуры и образования аппарата Правительства РФ; Ю.Карбасов – первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по образованию (по согласованию); А.Карачинский – председатель комиссии по профессиональному образованию Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП); Л.Кезина   – советник-наставник мэра Москвы; Б.Ковальчук – директор Департамента приоритетных национальных проектов аппарата Правительства РФ; В.Козлов – вице-президент Российской академии наук; Я.Кузьминов – ректор Государственного университета – Высшей школы экономики; Е.Куйвашев – глава администрации Тюмени; О.Маркова – директор Департамента анализа и мониторинга приоритетных программ Минэкономразвития РФ; Е.Рачевский – директор центра образования № 548 «Царицыно»
г. Москвы; И.Реморенко – директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ (секретарь МРГ); А.Свинаренко – исполнительный директор Российского союза промышленников и предпринимателей; Р.Стронгин – ректор Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского; А.Хлопонин – губернатор Красноярского края; А.Шарков – начальник Департамента информационно-аналитического обеспечения референтуры Президента РФ; С.Щеблыгин – заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке и образованию (по согласованию).

Цитируется по официальному сайту Президента РФ www.kremlin.ru

 

Рейтинг@Mail.ru