Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2008
Третья тетрадь
Детный мир

ОСОБЕННОСТИ РОСТА


Каменский Сергей

Не корите за слезы  – помогите повзрослеть!

Отучить ребенка от привычки плакать по поводу и без повода – задача не из легких, ее не удастся решить быстро, поэтому придется запастись терпением, доброжелательностью и выдержкой.

Внимательно проследите и выясните: а как сам ребенок относится к своей плаксивости? Может быть, ему совестно  – «опять не сдержался, опять захлюпал»? Хочет ли он сам справиться с этой особенностью своего поведения? Или она его устраивает? Если устраивает, то почему? Может быть, малыш привычно думает: «Поплачу  – помогут»? А может быть, маленький манипулятор только с вами плаксив и больше ни с кем?
Поскольку плач – прием воздействия на окружающих, заимствованный из раннего детства, то надо помочь ребенку повзрослеть. В каком смысле? А вот в каком. Ведь взрослые-то люди просят о помощи, делятся обидой или высказывают свою беду  – словами!
Попробуйте предложить своим детям потренироваться в этом, пока они находятся в спокойном, уравновешенном состоянии. Лучше всего, если ваше предложение будет облечено в форму игры и вы сами включитесь в нее в качестве равноправных участников.
Беда еще и в том, что родители всегда уверены, что сами знают, есть у ребенка причина для слез или нету. Спросите себя, а давно ли вы выясняли, почему на самом деле ребенок плачет? Вопросы  – «Ну чего ты ревешь? Почему глаза на мокром месте? Что опять заныл?»  – тут не помогут. В лучшем случае малыш скажет, что в упражнении много зачеркиваний насажал или задачка не выходит…
А попробуйте как-нибудь в спокойную минуту, при хорошем настроении поиграть с сыном или дочерью  – сочинить сказку по картинкам. И пусть среди картинок встретится плачущий ребенок или зверек. Почему он плачет? Быть может, вам придется услышать, что мама его не любит, или у него совсем-совсем нет друзей, или ему страшно ходить по улицам, потому что там его каждый день обижают большие мальчишки…
Нужно постоянно помнить, что перегнуть палку, то есть чрезмерно воздействовать, давить на детей, склонных к слезам, просто недопустимо. Плачущий ребенок и так чувствует себя не лучшим образом, а окрик, требование немедленно успокоиться лишь усугубляют ситуацию, делая ее еще более затруднительной.
Ни в коем случае нельзя ставить плаксу в безвыходное положение – жестко и угрожающе требовать «немедленно прекратить нытье, а то хуже будет». Угроза только провоцирует его плакать сильнее, а при дальнейшем усилении нажима взрослые рискуют получить ребенка в настоящем истерическом припадке.
Терпеливо и упорно развивайте в ребенке самостоятельность, уверенность в себе, давая сыну или дочери посильные поручения. Поначалу совсем легкие, потом посложнее. Когда справится, обязательно хвалите, поощряйте, ободряйте теплым словом. Плаксивость будет отступать по мере укрепления уверенности: «Оказывается, я и сам могу, я и сам справлюсь».

Рейтинг@Mail.ru