Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2008
Третья тетрадь
Детный мир

ОСОБЕННОСТИ РОСТА


Иваницкая Елена

Нытик, плакса, рева-корова...

За слезливостью, которая кажется нам беспричинной, скрываются личностные проблемы ребенка

"Такая плакса! Чуть что – в слезы, – жалуются и тревожатся родители. – Как добиться, чтобы ребенок прекратил плакать по всякому поводу, а то и вовсе без повода? А может, отучать и не надо – постепенно перерастет?" Плаксивость, слезливость младшего школьника – тревожный симптом, который потребует от родителей повышенного внимания и терпения. Дети-плаксы, которые используют плач как главный способ взаимодействия с окружающим миром, вырастают во взрослых с пессимистическим душевным настроем и негативным подходом к жизни. Так что бороться с постоянной слезливостью, помочь ребенку преодолеть ее, безусловно, надо, но прежде придется хорошенько разобраться в ее причинах.

Первые признаки

Плаксивость чаще встречается у девочек. Дело в том, что в нашей культуре плачущий мальчишка – «неприемлемая фигура». Слезливостью сына родители искренне возмущаются, пресекают ее жестко и последовательно: «Как тебе не стыдно плакать! Ты что, девчонка?» А если насмешки и одергивания не помогают, то родители мальчиков скорее, чем родители девочек, обратятся за помощью к психологу, потому что постоянные слезы у мальчика – это ЧП. Девчоночий плач – это как бы «дело обычное», но именно поэтому из-за плаксивости дочерей родители меньше тревожатся и подчас запускают проблему, которая становится хронической и труднопреодолимой.
Прежде всего нужно подумать и вспомнить – с чего все началось? Когда ребенок начал неудержимо плакать по малейшему поводу? Какие еще симптомы соединяются со слезливостью? Если младшеклассник вдруг стал не только плаксивым, но и раздражительным, невнимательным, если появились изменения аппетита, если ему трудно засыпать и просыпаться – все это указывает на развившееся переутомление и требует консультации со школьным психологом. Исправление режима учебы и отдыха поможет справиться с переутомлением школьника, а тем самым и с неприятными явлениями, которым оно послужило причиной.
Но если переутомление исключается, если «нытье» началось давным-давно и семья уже привыкла, что растет «плакса-вакса, рева-корова», тогда в чем дело? Придется доискиваться до иных причин.

Дело в темпераменте?

Следует внимательнее присмотреться к тому, какой у ребенка темперамент. К сожалению, часто бывает так, что родители вовсе не задумываются об этом. А ведь в основе темперамента лежат такие свойства нервной системы, изменить которые либо очень и очень трудно, либо вообще невозможно. Да это и не требуется. Нет «плохих» и «хороших» темпераментов. Важно знать тип и особенности темперамента ребенка (школьный психолог исследует и определит его), это поможет прогнозировать поведение сына или дочери, позволит исключить такие формы воспитательного воздействия, которые «противопоказаны» конкретному темпераменту.
Повышенная ранимость, чувствительность, обидчивость, а тем самым и слезливость, плаксивость, могут проявляться у ребенка потому, что он по темпераменту – меланхолик. В основе меланхолического темперамента лежит слабый тип высшей нервной деятельности, что и объясняет особенности эмоционально-поведенческих проявлений человека – как ребенка, так и взрослого. Особенности меланхолического темперамента – невысокие пороги ощущений (меланхолика глубоко задевает то, что другому нипочем), застенчивость и неуверенность в себе, мнительность, замкнутость, пониженная активность. Это вовсе не значит, что меланхолический темперамент «хуже» других. У него есть свои драгоценные качества: тонкая восприимчивость, высокая чувствительность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию, доброжелательность, мягкость. А также дисциплинированность, исполнительность, дотошность и тщательность в работе – правда, только в тех случаях, если ребенок находится в привычной для него обстановке.
Воспитывая ребенка-меланхолика, важно всегда помнить о его природной ранимости и быстрой утомляемости, вызванной слабостью нервных процессов. При выполнении домашних заданий ему требуются более частые паузы и передышки. Резкие, а тем более грубые приказы такому ребенку противопоказаны: он пугается, «уходит в себя», его действия замедляются, на глазах появляются слезы. Меланхолику тяжело даются любые соревнования. Ему трудно действовать в незнакомой обстановке. Ему противопоказаны спешка и подстегивание. Угрозы и запугивание опасны всем детям, а меланхолику особенно. Мамина ласка, тактильный контакт нужны и важны всем детям, а меланхолику жизненно необходимы. В ситуациях, которые слишком сложны или тяжелы для меланхолика, истощение его сил обычно проявляется тихим плачем. За это его нельзя ругать, а наращивать ему интеллектуальные и физические нагрузки следует особенно осторожно.
Но если у ребенка вовсе не меланхолический темперамент, а он плачет-заливается больше любого меланхолика – тогда что? Большинству младших школьников свойственна яркая эмоциональность. Но среди них немало ребят с выраженной эмоциональной нестабильностью. У них-то и может возникнуть тягостная привычка  – реагировать тихим плачем или бурными рыданиями на всякую трудность, неудачу или простое замечание со стороны. Однако их нельзя отнести к трусам или невротикам. Поводов для плача они находят великое множество. Пуговица не застегивается, домашнее задание слишком большое, за хлебом идти не хочется… Увы, это каприз, закрепленный неправильным типом воспитания и неправильным реагированием родителей. Корни такого каприза уходят в раннее детство. Малыши плачут, потому что еще не владеют речью, не могут описать словами свою боль или потребность. Их слезы – призыв о помощи, сигнал о неспособности ребенка справиться с возникшими проблемами. Родители при виде слез своих детей не просто стараются их утешить – они спешат на помощь.
В норме дети, взрослея, учатся новым путям и способам взаимодействия с родителями и окружающими. Учатся объяснять свои проблемы. Учатся самостоятельно справляться с трудностями. Но… не все. Всхлипнул, пустил слезу – и мама с бабушкой кинулись жалеть, спасать, утешать, помогать. Даже так: они не просто утешат и помогут, а выполнят вместо плаксы его работу, исправят, решат, перепишут, нарисуют. Желание постоянно испытывать сочувствие окружающих, прибегать к заботливой помощи, пользоваться чужими знаниями и умениями входит у ребенка в привычку. В любой затруднительной ситуации он пользуется своим «золотым ключиком» – слезами. Угадать, чего добивается плакса в каждом конкретном случае, нетрудно. Гораздо сложнее установить, какая беда, проблема, неудовлетворенная потребность заставляет ребенка при малейшей трудности искать помощи и сочувствия таким «малышовским» способом. Почему ребенок так не уверен в себе?

Лесенка причин

Неверие в себя может порождаться как гиперопекой, «тепличным воспитанием», так и чрезмерной требовательностью. Если от ребенка требовать слишком мало или слишком много, то в обоих случаях в его сознании происходят определенные негативные сдвиги. В первом случае он начинает считать себя не способным без посторонней помощи решать задачи, которые постоянно «подбрасывает» жизнь. Да просто потому, что никогда не делал это самостоятельно! Во втором случае ребенок думает, что вообще не способен ни с чем справиться. Потому что задания, которыми его нагружали взрослые, действительно были непосильны для его возраста. В обоих случаях ребенок прибегает к безотказному средству – слезам. Таким образом, этот тип детских капризов порожден неадекватными (несоответствующими) воспитательными воздействиями. Лесенка причин выстраивается так: сначала требования, не соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям детей, принижающие или завышающие их, затем неуверенность ребенка в себе, «выученная беспомощность», а в итоге – постоянная потребность в поддержке, в непрерывном выражении сочувствия, а слезы – всего лишь простейший способ добиться этого от взрослых. Укоренившуюся привычку действовать слезами ребенок переносит и на общение со сверстниками, от которых и получает «по полной программе»: дразнилки, насмешки, обидные прозвища, отказ дружить с «плаксой». Ребенок и рад бы перестроиться, изменить поведение, которое отталкивает от него других ребят, но он сам не может с собой справиться

Рейтинг@Mail.ru