Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

А.Н.Джуринский
Педагогика межнационального общения
М.: Сфера, 2007

Заголовок сразу притягивает к книге учительский взгляд, ведь среди учеников все чаще встречаются дети из семей мигрантов, представители иной культуры. Однако сразу под заголовком уточнение: учебное пособие. А учебники у нас больше предназначены для подготовки к экзаменам, чем к практическому использованию. Это пособие не исключение. Первая глава, где подробно рассматриваются субъект, объекты, принципы, функции, цели, содержание поликультурного воспитания, вряд ли привлечет читателя, не привыкшего к длинным и тяжеловесным научным текстам. Впрочем, для ленивых (или торопливых) автор милосердно предусмотрел «краткие выводы» в конце каждого раздела. Если вы только понаслышке знаете о разных подходах к проблеме, о которых до сих пор спорят политики, социологи и педагоги, то можете быстро получить короткую справку: «Все три подхода  — ассимиляционный, кросскультурный и мультикультурный — предполагают общенациональное воспитание. В первом случае речь идет об избавлении от отличий, присущих культурам многоэтнического социума; во втором — о консервации таких отличий; в третьем — об интеграции и взаимном обогащении макро- и субкультур».
В следующих главах автор уже более популярно рассказывает о политике поликультурного воспитания в разных странах мира: США, Канаде, государствах Европы, Японии, Китае, Австралии, Африке. Одна из глав посвящена разным типам школ: моноэтническим, интернациональным, полирасовым, многонациональным — их преимуществам, недостаткам и перспективам. Отдельно описан опыт российских педагогов. Надо сказать, что картина неутешительная, проблема мирного культурного сосуществования до конца не решена практически нигде.
Учитель, конечно, не может определять образовательную политику страны, но в своем маленьком государстве-классе так или иначе задает стратегию межкультурного взаимодействия. Поэтому сведения об опыте коллег могут пригодиться.

Н.В.Белобородов
Социальные творческие проекты в школе
М.: АРКТИ, 2006

Это рассказ о том, как складывалась воспитательная система одной из московских школ. Именно рассказ, а не многословный, наукообразный отчет ради отчета. Уже с первой страницы понимаешь, что жизнь в школе складывается хоть не всегда гладко, но бурно и интересно. Ученикам и ребятам настолько нравится выдумывать и пробовать новое, что с нами просто решили поделиться — не жалко.
Автор то и дело упоминает: «нам нередко приходилось сталкиваться...», «когда у нас родилась идея...», «приступая к решению проблемы...», «много споров вызывал вопрос...». Нам в развитии представляют систему, основанную на трех принципах: каждый человек талантлив; каждый имеет право голоса; каждый должен заниматься своим делом. Девизы превосходные, но как в соответствии с ними строить непростую школьную жизнь? Не праздный вопрос для каждого, кто сталкивался с ним на практике.
Ответы можно найти в главах «Команда, без которой нам не жить», «Услышать каждого!», «Школьный парламент», «Воспитание в творчестве», «Проекты и конкурсы», «Школьная газета и ее роль», «Детский “заем” в школе», «Лидеры в школе: направления и критерии лидерства». Каждая начинается рассказом об устройстве той или иной сферы, а в конце непременно помещен раздел «Из опыта работы», где приведены примеры проектов, сценарии деловых игр, законы и кодексы парламента.
Книжку нельзя использовать как методическое пособие или сборник сценариев, ведь каждый придумывался в живом обсуждении и в конкретной ситуации. Зато она пригодится для тех, кому не хватает дружеской подсказки относительно того, как запустить социальные проекты в своей школе.

 

Рейтинг@Mail.ru