Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОРИЕНТИРЫ


Идеи для...

На охране границ

Время от времени в любом сообществе, будь то класс или педагогический коллектив школы, возникают спорные ситуации. На классном часе или на педсовете, на родительском собрании предложите разыграть присутствующим небольшой спектакль. Для начала ведущий может озвучить пару неприятных ситуаций: хронически не заполненные журналы (дневники) и не сданные планы (домашние задания), неожиданно «свалившееся на голову» мероприятие, а участвовать в нем почему-то необходимо всем… Слушатели наверняка припомнят другие проблемы, которые полезно обсудить с коллективом. Для инсценировки выбирается самый острый момент общей жизни. Или просто одна команда придумывает задание для другой. Помощники ведущего быстро готовят карточки с указанием ролей (учитель, классный руководитель, ученик, завуч, родитель…), добровольцы, выбирая себе роли, вытягивают карточки. При этом публика не видит, что на них написано. Только актер знает, чью позицию ему придется изображать. Начать спектакль может самый нетерпеливый, самый обиженный или «самый начальник». Остальные вступают в разговор, когда сочтут нужным. Через 3–4 минуты после начала представления – антракт. Зрители угадывают, кто какую роль играл, объясняют, как они сумели догадаться. Иногда у публики возникает желание разыграть альтернативный вариант. Тогда объявляется второе действие. Обсуждение спектакля помогает услышать логику каждого участника, поискать конструктивные ходы решения конфликта.

Бег с препятствиями

В жизни, в работе, в учебе нам постоянно приходится преодолевать преграды. Всегда ли мы понимаем, как это делать? Чтобы разобраться, рисуем на листе бумаги (индивидуально или по группам) линию своего движения, обозначаем финиш (конкретная задача, новое умение, качество). Вдоль дистанции располагаем три «барьера» – три главных препятствия на пути к достижению цели, подписываем их названия. Сначала каждый участник (или каждая команда) пытается возле «барьеров» нарисовать «трамплины» – то, что поможет справиться с трудностью. Потом листы пускаются по кругу, чтобы присутствующие предложили новые «трамплины» для преодоления «барьеров». В итоге лист снова возвращается к автору, который может проанализировать все варианты и еще раз убедиться, что у каждой проблемы есть решение.

Я хочу…

У нас есть проблема, над которой мы работаем. Как собрать ожидания, предложения сразу от всех присутствующих, да еще и за ограниченное количество времени? Даем каждому участнику по листочку бумаги, пару фломастеров и ножницы. Сначала нужно сложить листок вчетверо. Потом на сложенном листе бумаги нарисовать силуэт человека и вырезать по контуру – получится цепочка из четырех фигурок. Теперь задаем начало фразы, связанной с темой работы. Скажем, тема – «Повышение эффективности урока». Тогда фраза начнется так: «Я хочу, чтобы в результате моей деятельности на уроке…» В каждый силуэт вписываем разные варианты продолжения фразы. По контуру каждой фигуры пишем: «Это возможно, если...» Ярче раскрашиваем те фигурки, где все зависит лично от нас. На обороте некоторых силуэтов можно написать ответ на вопрос: «Кто или что мне может в этом помочь?». Осталось развесить получившиеся гирлянды на доске, по стенам. Ходим читаем, анализируем. Есть материал для размышлений и предметных обсуждений.

Рейтинг@Mail.ru