Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ДВИЖЕНИЕ ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ


Конюхова Татьяна

Уроки русского в первом классе: как научить буквам, не утратив духа языка

Главное – понимать, что для ребенка единица коммуникации – текст, а не слово и не звук

Что заставляет учителя отступить от стандартной программы и начать изобретать, возможно, многократно прежде открытую другими учителями, но каждый раз неведомую методику личностного образования, когда вместе с ребенком он делает что-то лично значимое для них обоих? Наверное, невозможность привыкнуть самому и приучить детей к бессмысленному исполнению чужой воли.

Все начинается с текста

Мы привыкли верить, что, прежде чем научиться чему-то хорошему, нужно преодолеть период долгих, утомительных трени-
ровок. Механических упражнений. Однако это взрослое понимание для ребенка несущественно. Он не хочет тоскливо тренироваться, чтобы потом уметь делать нечто, возможно, не очень интересное. Например, писать и читать. Ребенок живет мгновением, хочет общаться, узнавать, говорить, быть понятым другими. А мы предлагаем ему выводить палочки, крючочки, отдельные буковки или бессмысленные, ни к чему не имеющие отношения слова. Для ребенка единица языка  – текст, а не слово, не звук. Правда, коммуникация через текст в младшем возрасте происходит не так-то просто. Нет не только писательского, но и читательского опыта, нет умения выстраивать отношения с чужим текстом. Да что там, ученик и писать не умеет!
Значит, необходимо что-то придумать. Вот пресловутые буквы в прописях: а, о, э. Это, оказывается, предложения. Их читают с разной интонацией: удивленное «А?», задумчивое «А…», торжествующее «А!». Заодно обсуждается, как передать собственную интонацию на письме: есть культурные способы (знаки препинания), личные изобретения (цвет, размер, почерк, количество повторов). Теперь можно сочинить историю, частью которой станут уже записанные предложения. Рождается опыт авторства. А вместе с ним опыт настоящего внутреннего выбора. Выбирая сюжет, характер героя, решая судьбу персонажа, ребенок обдумывает, проговаривает важные для себя вещи. Он свободен в своем выборе. Свобода творчества, оказывается, возможна в ученичестве.

Сочиняем общую историю

Как происходит творческий процесс? Например, один вслух рассказывает-сочиняет историю, а все записывают буквы-предложения, пытаясь передать интонацию автора. Другой вариант: история сочиняется коллективно. Учитель записывает на доске самые важные предложения. Это могут быть уже не только буквы, но и целые слова – серьезное испытание для первоклассника. Ребята списывают с доски – знакомое всем школьникам задание, но сейчас оно становится осмысленным.
Как выбирается сюжет для коллективной истории? Кто-то принес утром в класс красный кленовый листочек. «Давайте попробуем понять, что он нам рассказывает о себе?» Малыши по очереди берут листок в руки, вглядываются в него, прислушиваются. Каждый добавляет в сказку по одному предложению. Важное условие: прежде чем сказать что-то свое, повтори то, что сочинили до тебя. Так формируется уважение к чужому мнению.
Сказка не может продолжаться бесконечно. Постепенно возникает представление о композиции: вот фраза, подходящая для начала истории, вот продолжение. А это уже финал, здесь хочется закончить.
Конечно, добиться цельности в коллективном тексте трудно. Бывает, история разваливается. Тогда учитель спрашивает: «А кто по-другому продолжил бы?» При этом стоит объяснить, почему данное предложение не подходит к предыдущему: непонятно, куда делся персонаж, о котором мы только что говорили. Герои не могут просто так появляться и пропадать.
С одной стороны, бережное отношение к словам каждого человека, желание услышать их, сохранить. С другой – появляется и новая ценность: цельность истории. Смысл ее. В тексте обязательно должен быть смысл. Это чувствуют все ученики. Причем смысл бывает спрятанный. Взрослые знают слово: подтекст. Он иногда важнее сюжета, внешних обстоятельств.

Про прописи

Прописи – сколько поколений малышей, мучаясь, выводили в них непонятные слова. Учитель, конечно, понимает, как важно отработать нижнее или верхнее соединение. А ребенок ничего не понимает. Обязательно ли вырабатывать у детей красивый почерк, опираясь только на привычку к послушанию, или можно превратить технический процесс в содержательный?
Будем сочинять истории про отдельные слова. Вот красиво написано: «Чукотка». А где это? Кто там живет? Один ребенок пофантазирует. Второй у мамы или дедушки спросит. Самый читающий в энциклопедии посмотрит. В результате сложится история о Чукотке. И каждый запишет свое предложение про неведомый край.
На красивый почерк тоже можно обратить внимание. Одно другому не мешает. Учитель предлагает: «Посмотрите на перемене, у кого в классе сегодня получилась самая красивая буква Ч?»

Человек – это стиль

И вот буквы пройдены. Теперь ребята могут самостоятельно записать свои истории. Для начала крошечные – из двух-трех слов. Все тексты читаются и обсуждаются. Как построено предложение? Что можно понять в нем? Что в нем особенного: порядок слов, необычное определение, образ? Постепенно появляется представление о стиле. Для начала – о стиле одноклассника. Маша всегда придумывает что-то фантастическое. А Таня  – про свою жизнь. Конечно, так происходит только в том случае, если эта индивидуальность культивируется педагогом. Сначала именно он должен найти в тексте что-то неповторимое. И только потом дети научатся видеть чужие удачи: чувства героя точно переданы, много событий интересных.
Конечно, многим детям авторство дается нелегко. Некоторые долго не могут построить связное предложение. Педагог никого не торопит. Но почти каждый день у ребят есть возможность сочинять, слушать, что написали другие ученики, участвовать в обсуждении разных текстов. Накапливается что-то, внешне не проявляясь, – и озарение. У мальчика, в жизни не соединившего трех слов на бумаге, вдруг появляется история про любимое место  – бабушкин сад. Как он там себя чувствует, о чем думает. Этот прорыв всегда из опыта личной жизни. Как катались с горки, как в гости ходили...
Личная удача обсуждается, радостно переживается всем классом. Даже азарт появляется: первому заметить чужую «изюминку», неожиданный поворот сюжета или фигуру речи. Успеть руку поднять, поделиться наблюдением. Повторяться нельзя, поэтому приходится внимательно слушать чужой текст, вдумываться, искать напряженно: в чем же удача? Автор обычно и не подозревает, как здорово он написал, пока не услышит мнение друзей. Естественно, в чужом тексте проще разобраться. Поэтому сначала ребенок учится видеть чужие удачи, потом свои начинает понимать. А вот про неудачи вслух говорить не принято. Это разрушает бодрый тон работы.
На первых порах педагог читает каждый написанный в классе текст. Малыши и техникой чтения владеют слабо, и не умеют интонировать. Но так хочется автору самому прочитать свое творение! Тогда возникает парное чтение: начинает ребенок – продолжает учитель. Кто-то отважно бросился читать текст целиком – вышло тускло. Педагог предлагает: давай прочитаю иначе. Постепенно необходимость читать все подряд пропадает. Уже можно либо лучшее озвучить, либо поддержать того, кто не решается проявить себя.

Источник творчества

Ребенку трудно создать нечто из ничего. Поэтому задача педагога – дать материал, обозначить границы. К примеру, задается первая фраза. Дальше каждый придумывает свой текст. Как, оказывается, по-разному можно продолжить одно и то же предложение. Или задается тема. Расцвел в классе гиацинт  – давайте напишем, на что он похож. Посмотрим в окно в разное время года, дня. И постараемся описать, что увидели. Текст как средство познания себя и мира. Чтобы написать, нужно действительно открыть глаза и увидеть, почувствовать. Мир сложный, его так трудно запечатлеть на бумаге. Поэтому очень важно найти точное слово.
Постепенно учитель чуть-чуть «отодвигается». Дает возможность ребятам предложить тему для сочинительства.
Еще один важный источник творчества  – хорошая поэзия, литература. Классические тексты можно списывать: самый понравившийся отрывок из большого стихотворения, интересную фразу героя из сказки. Можно подражать гениям. Например, есть у Саши Черного в «Дневнике Фокса Микки» глава «Мои мысли». А если записать мысли личной морской свинки или попугайчика? Можно продолжить профессиональный сюжет.

А как же грамотность?

Это вечный вопль всех родителей. «Вы все творите! А как же русский язык?»
Оказывается, грамматика замечательно изучается в процессе сочинительства. Достаточно просто исправлять ошибки. Не ругать, не ставить оценки, не заставлять прорабатывать по схеме. Просто исправлять. Красной или зеленой ручкой, чтобы было хорошо видно на синем фоне. Время от времени на уроке обсуждается, почему то или иное слово пишется так. Явно не случайно. Проявляются законы. Периодически даются задания: выпиши из последних трех работ слова с безударными гласными в корне или с ошибкой в приставке.
Постепенно ребята начинают интересоваться по ходу работы: «А как пишется это слово?» Одного учителя на всех не хватает. Значит, заводим в классе словари. Кто-то в книжке ответ ищет, чтобы не ждать, быть независимым, а кто-то продолжает спрашивать. Но у каждого ребенка формируется ценность – написать грамотно, аккуратно, чтобы людям было легко и приятно читать.
Ведь язык – это и есть средство коммуникации и познания, а не сборник формальных правил. И если не от правил идти, а от стремления к общению, познанию мира и себя через текст, тогда язык вновь обретет свое исконное значение – быть сокровищницей человеческого опыта. Тогда, включаясь в эту языковую среду, ребенок будет постепенно из Маугли превращаться в человека.

PS.

Из детских тетрадей

По мотивам прописей

Шуршит шишка в шапке. А шапка лежит в шкафу.
(Женя К.)

Жук жужжал на жабе. Жуку жарко. Жаба случайно врезалась в жирафа. И жираф сказал:
– Нужно быть внимательней!
И жаба сказала:
– Простите, жираф.
– Ничего, – сказал жираф. – Просто встал на пути. Я буду вашим другом.
(Гоша Е.)

На улице дождь

Однажды я проснулся в четыре часа утра. Я полежал пять минут и подошел к окну. Тогда был сплошной туман и слегка капали капли. Я услышал пение птицы, и я попробовал описать это в стихотворении:
Птица по небу летит,
Капли падают с небес,
Тихо-тихо ветер дует.
И в тот момент мне показалось, что мне везет в стихах. А потом я опять пошел спать.
(Ян П.)

Черным покрывалом мне закрыли путь.
«Шур-шур-шур» – ветер шелестит.
«Дзинь-дзинь» – дождик так шуршит.
Вдруг я не смогу? Вдруг я там умру…
(Катя К.)

Обычные волшебные вещи

Мой самый любимый предмет – ножницы, потому что ими можно играть, как будто это рыба, которая ест червяков.
(Соня С.)

Точилка – необыкновенная штучка! Она, как дятел, крутится и точит карандаш. И мне нравится смотреть в ее дырочку, и я вижу самые маленькие части, даже не части, а маленькие деревяшки. И мне нравится очень эта штучка.
(Рома К.)

Наконец выпал снег

Я вчера гулять пошел и увидел, что на солнце блестит снег. Я пошел кидаться снежками. Ну, я кидался, потом посмотрел на себя и увидел, что я похож на снеговика.
А вчера шел снег. Он был пушистый. Он всегда шел.

(Денис Э.)

Рейтинг@Mail.ru