Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2008
Первая тетрадь
Политика образования

ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ


Дашковская Ольга

Каким будет ЕГЭ–2009?

Порядок проведения единого экзамена в следующем году обсудили на коллегии министерства

В октябре традиционно подводятся итоги ЕГЭ текущего года и планируется, как он будет проходить в следующем году. Нынешней осенью обсуждение этих вопросов происходит особенно остро: с 1 января вступает в силу закон, предусматривающий обязательное введение ЕГЭ на всей территории страны. Противники единого экзамена надеются остановить этот процесс самыми различными способами, в том числе законодательными и судебными. Однако ведомство занимает жесткую позицию: как заявил министр Андрей Фурсенко, «обратной дороги нет»

Противники ЕГЭ настроены решительно

Позиция оппонентов ЕГЭ была озвучена на недавнем «круглом столе» в РИА «Новости». Его организовало общественное движение «Образование для всех», которым руководит заместитель председателя думского Комитета по образованию Олег Смолин. Кроме Смолина в РИА «Новости» выступили председатель Совета директоров общеобразовательных школ России профессор Яков Турбовской, член-корреспондент РАО Александр Абрамов, председатель общественной организации «Родительская забота» Клара Мансурова, а также преподаватели столичных вузов и ученые.
Аргументы, которые выступавшие приводили против обязательного ЕГЭ, не новы, но повторить их в контексте последующей дискуссии будет нелишним.
Во-первых, из-за отмены системы «плюс один балл» по результатам ЕГЭ-2009 до трети выпускников рискуют получить «волчий билет» вместо аттестата. Такой вывод нетрудно сделать по итогам ЕГЭ нынешнего года: 11,2% двоек по русскому языку, 25,3% – по литературе, 23,2% – по математике.
Во-вторых, качество КИМов таково, что ими невозможно объективно измерить уровень знаний выпускников, и потому результаты ЕГЭ недостоверны.
И наконец, по общему мнению участников «круглого стола», «школа перестала учить и воспитывать детей, а занимается только их натаскиванием на ЕГЭ».
Каким же образом предполагается противостоять ЕГЭ?
Движение «Образование для всех» уже провело общественную акцию протеста. В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре, Новосибирске и других городах прошли митинги против безальтернативного единого экзамена.
Также представители «образовательной оппозиции» надеются, что будет удовлетворен иск, поданный группой родителей в Конституционный суд. В этом иске оспаривается законность проведения
эксперимента по ЕГЭ.
По словам писателя и общественного деятеля Сергея Комкова, если суд признает правомерность этой жалобы, то «разработчикам закона об обязательном введении ЕГЭ придется пересмотреть не только закон, но и результаты ЕГЭ за все годы его проведения».
Кроме того, в ноябре Госдума планирует рассмотреть законопроект, в котором предлагается предоставить выпускникам школ право выбора формы итоговой аттестации и не проводить экзаменов по литературе, истории, обществознанию в виде тестирования. Законопроект внесли на рассмотрение председатель Совета Федерации Сергей Миронов и представители фракции КПРФ, в том числе Олег Смолин и Иван Мельников.
Этот документ уже рассматривался на заседании думского Комитета по образованию 14 февраля текущего года. Тогда комитет предложил Думе отклонить его в первом чтении. Правда, депутаты предложили вернуться к обсуждению вопроса о добровольности ЕГЭ осенью.
Но, как считает председатель Комитета по образованию Григорий Балыхин, принимать законопроект по-прежнему не стоит. По мнению Балыхина, сосуществование двух альтернативных итоговых испытаний – ЕГЭ и традиционных экзаменов  – потребует дополнительных бюджетных затрат, вопреки утверждению авторов законопроекта о том, что реализация их предложений приведет к экономии бюджетных средств.
В связи с этим думский Комитет по образованию намерен запросить у правительства заключение на этот законопроект. Вне всяких сомнений, это заключение будет отрицательным, а значит, законопроект будет отозван из нижней палаты парламента и авторам придется разработать его совершенно в другой редакции.
В то же время документ получил весомую поддержку в регионах: 38 законодательных собраний и 30 исполнительных органов власти субъектов РФ высказались «за» и только 5 и 24 – «против».
– Обе палаты парламента завалены письмами и телеграммами в поддержку законопроекта, – признает Григорий Балыхин.
Однако, по мнению депутата, вся эта кампания организована исключительно самими авторами документа.
Все вышеупомянутые сведения Григорий Балыхин привел в своем выступлении на коллегии Минобрнауки, посвященной обсуждению итогов ЕГЭ и планам его проведения в 2009 году.
Оппонентов на заседание не пригласили (впрочем, устроители «круглого стола» в РИА «Новости» чиновников тоже не позвали). Однако участники коллегии словно оппонировали отсутствующей стороне, выдвигая все новые доводы в пользу ЕГЭ.
– Назад дороги нет, движение было правильным, – заявил в первые же минуты заседания министр Андрей Фурсенко.
После такого вступления директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Игорь Реморенко представил проект Положения о порядке проведения единого государственного экзамена в следующем году.

Проект Положения предусматривает...

Согласно этому документу ЕГЭ теперь обязателен для всех, за исключением детей с ограниченными возможностями здоровья и воспитанников специальных учреждений закрытого типа для подростков с девиантным поведением.
Представители этих категорий сдают выпускные экзамены в традиционной форме, но по желанию могут сдавать и ЕГЭ.
Правда, будут ли созданы необходимые условия для таких ребят, Игорь Реморенко не уточнил.
По новым правилам, окончив школу, выпускник получает два документа: аттестат, в который выставляется среднеарифметическая сумма итоговых оценок за десятый-одиннадцатый классы, и свидетельство с результатами ЕГЭ – соответственно по пятибалльной и стобалльной шкале.
ЕГЭ будет проводиться по 13 общеобразовательным предметам. Из них два – русский язык и математика – являются обязательными. Остальные сдаются по выбору, на добровольной основе, причем выбрать можно хоть все учебные дисциплины.
Как мы уже отмечали, с 2009 года отменяется правило «плюс один», позволявшее выставлять в аттестат среднее арифметическое между текущей отметкой по тому или иному предмету и результатом ЕГЭ.
Теперь если выпускник получит «неуд» на ЕГЭ по одному обязательному предмету, у него будет право пересдачи в текущем году в специально установленные для этого дни.
Выпускникам, получившим неудовлетворительные результаты по двум обязательным предметам, вместо аттестата будет выдаваться справка об окончании школы. Они смогут повторно пройти государственную итоговую аттестацию лишь в следующем году.
Дорога в техникум и вуз таким ребятам будет перекрыта как минимум на год. Правда, по словам представителей
Минобрнауки, обладатель справки может продолжить обучение в ПТУ.
При этом «неуды», полученные по «добровольным» предметам, не повлияют на получение аттестата, а станут лишь препятствием для поступления на профильные специальности в государственные и муниципальные вузы и техникумы – как на бюджетные места, так и на коммерческие отделения. Возможно, в ближайшей перспективе это правило будет распространено на частные аккредитованные вузы  – по словам руководителя Рособрнадзора Любови Глебовой, уже подготовлены соответствующие поправки в законодательство.

КИМы старые и новые

Большие перемены ожидаются и в подготовке КИМов. Наряду с материалами, разработанными специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), появятся альтернативные задания по математике, составленные коллективом авторов под руководством ректора Московского института открытого образования (МИОО) Алексея Семенова.
Их принципиальное отличие от нынешних КИМов состоит в том, что они не содержат заданий с выбором ответов, а представляют собой традиционные по форме задачи по алгебре, геометрии и тригонометрии, основанные на компетентностном подходе, предполагающем применение знаний в практических ситуациях.
КИМы нового образца уже получили одобрение ученых РАН, РАО и Российского союза ректоров, обнадежили они и многих участников коллегии. За исключением нынешних разработчиков КИМов, от лица которых выступила заместитель директора ФИПИ Галина Ковалева.
– КИМы должны соответствовать стандартам и школьной практике, а поскольку компетентностный подход не вписывается в эти рамки, то нововведение даст не менее 20% неудовлетворительных оценок,  – сказала Ковалева.
Заметим, что нынешние КИМы дают по ряду дисциплин – например, по литературе и математике – «урожай» двоек, превышающий этот процент. Однако об использовании альтернативных КИМов в 2009 году представители Минобрнауки говорят пока с осторожностью.
На первом этапе планируется разместить демоверсии новых задач в интерне-
те, получить отклики учителей, а потом уже постепенно внедрять их в практику, распространяя прогрессивные подходы на другие предметы школьного цикла.
Представители Минобрнауки особо подчеркивали, что затея с альтернативными КИМами – ответ на критику тестов с выбором ответа.
Также были учтены замечания противников ЕГЭ в части расширения альтернативных форм итоговой аттестации: с 2009 года зачисление в вузы будет проходить не только по результатам ЕГЭ, но и по итогам олимпиад, организуемых вузами, – их официальный перечень утвержден министерством. По предварительным прогнозам, доля таких абитуриентов составит около 10% от общего числа.

Пожалейте двоечников!

Горячую дискуссию на коллегии вызвала жесткая позиция министерства по отношению к двоечникам. Примечательно, что в этом случае участники официального мероприятия высказывали опасения, созвучные резким выводам, прозвучавшим на «круглом столе» в РИА «Новости».
Многие выступавшие говорили о необходимости прогнозировать социальные последствия предстоящих нововведений.
– В предыдущие годы в Москве не получали аттестаты 9–10 человек, но теперь число таких детей резко возрастет, – заявила первый заместитель руководителя московского департамента образования Лариса Курнешова. – Поэтому необходимо понять, что следует изменить в системе НПО для продолжения обучения, а также для трудоустройства таких подростков.
– Если для поступления в ПТУ не нужны аттестат и свидетельство с результатами ЕГЭ, то мы тем самым существенно ухудшаем имидж ПТУ, – констатировал вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Андрей Свинаренко.
Неожиданно жесткие меры министерства по отношению к нерадивым учащимся вызвали сомнения даже у руководителя Рособразования Николая Булаева.
Отвечая на эти выступления, Андрей Фурсенко отметил, что принципиальная позиция по отношению к двоечникам заставит и учащихся, и педагогов более серьезно относиться к процессу обучения и в конечном итоге это приведет к повышению качества образования.
Впрочем, в конце коллегии Фурсенко признал, что, наверное, придется на первом этапе «понизить порог тройки» в зависимости от результатов сдачи ЕГЭ. То есть, иначе говоря, ставить тройку за то количество выполненных заданий, за какое в текущем году ставили двойку…

Рейтинг@Mail.ru