Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2008
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Луговая Елена

Включат ли дошкольное образование в нацпроект?

Специалисты считают, что без этого проблемы детских садов не решить

В Госдуме состоялось заседание «круглого стола» на тему «Совершенствование законодательства в области обеспечения прав детей на доступное и качественное дошкольное образование», организованное Комитетом по вопросам семьи, женщин и детей и Комитетом по образованию. В дискуссии приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, Общественной палаты РФ, представители Минобрнауки и Министерства регионального развития, специалисты из сорока двух субъектов РФ.

Дефицит порождает ажиотаж

С 2002 года в России повышается рождаемость. Естественно, увеличивается и число воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). На 1 сентября текущего года ДОУ посещают 5 миллионов 150 тысяч детей. Это на 800 тысяч больше, чем в 2002 году.
Как утверждают специалисты, охват детей соответствующего возраста услугами дошкольного образования не превышает 62%. Очередь в детские сады уже превысила 1 миллион детей и продолжает расти.
– Самая малая ее часть – около 8%  – приходится на детей старшего дошкольного возраста, и потребности этой категории мы худо-бедно закрыли, – рассказала консультант Департамента госполитики
и нормативно-правового регулирования Минобрнауки Оксана Скоролупова. – Сейчас следует обратить внимание на детей от 1,5 до 3 лет, которые составляют порядка 66% от общей очереди. Большинству этих детей детский сад понадобится через полгода – год, но примерно одной трети – уже сейчас, то есть буквально в возрасте полутора лет родители хотят их устроить в дошкольное учреждение.
Примечательно, что остальные 26% очередников составляют малыши в возрасте до полутора лет, что, по мнению О.Скоролуповой, является отражением ажиотажного спроса: нехватка мест в ДОУ заставляет родителей записывать ребенка в детский сад буквально после рождения в надежде на то, что через два года он точно получит место.
В каждом регионе проблемы очередников решают по-своему.
Там, где позволяют финансовые возможности, строятся новые детсады. Например, в Агинском Бурятском автономном округе ежегодно сдают в эксплуатацию порядка 10 детсадов, в Астраханской и Кемеровской областях – порядка 20, а в Москве – около 100.
В Вологодской, Курской, Челябинской областях и той же столице стараются возвратить в систему образования ранее перепрофилированные здания детских садов и за счет этого открывают десятки дополнительных групп.
С особым интересом изучается опыт Перми по организации муниципального заказа на услуги дошкольного образования в негосударственном секторе.
Отчасти удовлетворить повышенный спрос удается и за счет развития новых моделей дошкольного образования, в том числе открытия «малышовых» групп на базе школ и учреждений дополнительного образования, которые сегодня посещают около 260 тыс. воспитанников.
Начинают развиваться семейные детские сады, центры поддержки детей раннего дошкольного возраста, группы надомного образования для дошкольников. Однако, как признают специалисты, все это пока скорее единичные случаи.

Необходима государственная поддержка

По общему мнению, ситуация в дошкольном образовании уже стала государственной проблемой и решать ее нужно в государственном масштабе. Детские сады же как были, так и остаются в ведении муниципалитетов, неспособных обеспечить их полноценное развитие даже при условии инвестиций из региональных бюджетов.
Исчерпаны и внутренние резервы отрасли (создание дошкольных групп на базе других образовательных учреждений), и другие способы оптимизации.
Большинство участников считают необходимым включить дошкольное образование в приоритетный национальный проект  – по аналогии с общим и профессиональным.
Тот факт, что это до сих пор не сделано, у многих вызывает недоумение – особенно на фоне заявлений властей о приоритетности дошкольного образования.
Но пока практические шаги в этой сфере отстают от деклараций, хотя и вселяют некоторые надежды.
Так, с 1 января 2007 г. семьи, чьи дети посещают государственные и муниципальные ДОУ, получают частичную компенсацию платы за детский сад из федерального бюджета (на эти цели выделяется до 8 млрд рублей в год). Размер материальной помощи дифференцирован в зависимости от количества детей в семье – от 20% за одного ребенка до 70% за троих. Среднемесячный объем компенсации в прошлом году составил 269 рублей, а ее получателями стали 3,8 млн человек.
Теперь эту льготу намерены распространить на граждан, чьи дети посещают негосударственные детские сады. Соответствующий законопроект, подготовленный Минобрнауки, уже согласован с правительством и другими ведомствами и, по прогнозам депутатов, будет рассмотрен до конца текущей осенней сессии.
Кроме того, дошкольное образование как одно из ведущих направлений отражено в стратегических масштабных государственных программах – «Образование как основа национальной экономики», «Концепция долгосрочного экономического развития Российской Федерации до 2020 года», «Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года».
Но это общие направления, а более конкретные связаны с принятием нового Типового положения о дошкольном образовательном учреждении.
Этот документ закрепляет ряд нововведений, в том числе так называемые группы комбинированной направленности, в которых смогут получать дошкольное образование и здоровые дети, и дети-инвалиды.

Интеграция или изоляция?

– Инклюзивное, или совместное образование, особенно в дошкольном возрасте, находится еще в самом начале своей разработки и требует серьезного внимания специалистов, – подчеркнула О.Скоролупова. По ее словам, в ближайшее время будут выпущены методические рекомендации по этой теме. А с 2009 года инклюзивное образование на дошкольном уровне станет одним из проектов Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО).
Однако не все практики приветствуют такой подход.
– В последнее время все чаще говорят о том, что образование детей-инвалидов в коррекционных учреждениях является их изоляцией от общества, и это само по себе безнравственно. Но, на наш взгляд, безнравственно направлять таких детей в обычные учреждения, где отсутствуют условия для эффективной реабилитации ребенка с особыми потребностями, – убеждена Людмила Грибанова, заведующая ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата №181 г. Челябинска.
Под условиями Л. Грибанова подразумевает не только режим дня, питание, особое оборудование, но и наличие врачей, логопедов, дефектологов, других специалистов, способных оказать действенную помощь таким детям и подготовить их к обучению в школе – причем массовой, а не коррекционной.
Кстати, типовые штатные расписания общеобразовательных детских садов, в отличие от специализированных, таких должностей не предусматривают, поэтому интеграция больных детей, по мнению Л.Грибановой, станет «малозатратным способом решения проблемы, за который ухватятся органы власти всех уровней».

Кадровая политика

Но главным условием эффективной, а не формальной реализации инклюзивного образования должны стать подготовка и мотивация воспитателей, повышение их статуса.
По свидетельству методиста по дошкольному образованию г. Ессентуки Людмилы Пашковой, сегодня зарплата воспитателя высшей квалификации в г. Ессентуки не превышает 5000 рублей, а молодого специалиста – 3720 рублей. Введение новой системы оплаты труда, по подсчетам, позволит увеличить эти скромные показатели всего на 15–20 процентов.
Как следствие дефицит детских садов усугубляется нехваткой педагогических кадров.
Аналогичные примеры приводили в своих выступлениях и представители других регионов. В числе мер, предлагаемых для повышения статуса воспитателей, – сокращение недельной нагрузки (за ставку заработной платы) с 36 до 30 часов, включение педагогов и других сотрудников ДОУ (руководителей и их заместителей, инструкторов по физической культуре, медсестер) в список работников, имеющих право на пенсию за выслугу лет, введение доплат для воспитателей за работу с родителями – по аналогии с классными руководителями в школах…
Эти и другие меры неоднократно предлагались в итоговых рекомендациях предыдущих парламентских слушаний и «круглых столов», но почему-то так и остались на бумаге.
Еще одна проблема, которую следует решить в государственном масштабе, – это подготовка квалифицированных кадров для ДОУ.
Только 26–28% воспитателей детских садов имеют профильное высшее образование, и такое положение дел, по общему мнению, недопустимо. Поэтому введение НСОТ должно сопровождаться повышением квалификации работников ДОУ.
Директор Института педагогики и психологии образования Московского город-
ского педагогического университета Александр Савенков с горечью говорил о том, что в обществе бытует мнение, будто в детских садах могут работать «малограмотные люди, которые умеют только ребенку нос вытереть и на горшок его посадить».
На самом деле воспитатель детского сада, по убеждению А.Савенкова, должен иметь «максимально высокую квалификацию».
...В завершение дискуссии вице-спикер Думы Надежда Герасимова поручила обоим комитетам – организаторам «круглого стола» – в течение месячного срока рассмотреть все предложения, поступившие от участников обсуждения, и подготовить по каждому из них письма в Минобрнауки, Минздравсоцразвития и правительство.
Кроме того, вице-спикер Госдумы поддержала общее требование о включении дошкольного образования в ПНП «Образование» и «Здоровье», а также одобрила идею всероссийского съезда работников дошкольного образования.

P.S. Подробный анализ нового Типового положения о дошкольных образовательных учреждениях читайте в следующем номере «ПС».

Рейтинг@Mail.ru