Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Известно, что школьный педсовет нередко превращается в рутинную процедуру с автоматическим одобрением всего, что сделано за прошедший учебный год, и формальным утверждением плана работы на год будущий. Как не допустить подобной метаморфозы? Об этом идет разговор в статье доктора педагогических наук Е.Землянской «Современный педсовет: проблемы и решения» («ЗАВУЧ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ», № 6 за 2008 год). Вот некоторые рекомендации автора. Прежде чем принять решение о том, чтобы вынести ту или иную тему на педагогический совет, задайте себе вопросы: «В самом ли деле ее рассмотрение необходимо? Существуют ли альтернативные варианты рассмотрения данного вопроса? Возможно ли передать эту тему в методобъединения, творческие группы?»
Успех проблемного педсовета (посвященного поиску лучшего управленческого решения по какой-либо проблеме) во многом зависит от качества подготовки основного сообщения. Задача докладчика – дать объективную информацию. Если по рассматриваемому вопросу существует несколько точек зрения, необходимо осветить их все, привести доводы по каждой из них, а затем изложить свое мнение.
При обсуждении инноваций заслуживает внимания японская кольцевая методика принятия решений – кингесе. Ее суть в следующем. Если руководителю надо обсудить с коллективом, скажем, новую педагогическую систему, он не должен спешить созывать педсовет. Вначале подготавливается проект новшества, который поочередно передается отдельным учителям по списку, составляемому руководителем. При этом каждый должен, например, в однодневный срок рассмотреть предлагаемое нововведение и дать свои замечания в письменном виде. Таким образом, если в списке шесть человек, то проект решения с замечаниями возвратится к руководителю через шесть дней. После этого принимается решение о необходимости педсовета и составе его участников. Такой педсовет проходит быстро и эффективно, участники заранее знают, о чем пойдет речь, потому что познакомились с проектом.

Что могут сделать школьные педагоги для сохранения здоровья учеников? Некоторые эксперты полагают, что наиболее эффективная мера заключается в сокращении учебной нагрузки. Соглашаясь с тем, что излишней нагрузки следует избегать, Э.Левин в статье «Путь к оздоровлению духа и тела» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 7 за 2008 год) предлагает иное решение: основным принципом работы по сбережению здоровья школьников должно стать не уменьшение интенсивности учебного процесса, а его качественное совершенствование и преобразование. Главное, чтобы в школьном обучении возникло больше возможностей для творчества и самообразования. Необходимо перейти к методикам, заменяющим механическое заучивание материала личностным осмыслением и позволяющим создать благоприятный эмоциональный настрой на уроке. В качестве положительного примера автор приводит методику индивидуально-группового обучения, разработанную учителем математики московской школы № 1971 О.Прокофьевой.

Ученые Социологического института РАН опубликовали результаты исследования динамики ценностных ориентаций старшеклассников. Материал, собранный в 1989–1993 и в 2002 годах в школах Санкт-Петербурга впервые представлен в статье К.Денисенко «Динамика ценностей школьников» («СОЦИС», № 7 за 2008 год).
Как выяснилось, принципиально структура ценностей школьников за 10 лет не изменилась. Главными приоритетами старшеклассников на протяжении всего этого периода были семья, друзья и работа. Вместе с тем взгляд на семейные отношения стал несколько иным: если в сочинениях 1993 года представления о ценности семьи родителей, как правило, присутствовали наряду с представлениями о ценности своей будущей семьи, то в текстах 2002 года родители школьников, за редким исключением, не фигурируют. Эта тенденция сопрягается с общим увеличением значимости ценностей «собственного стиля» и «независимости» (в автобиографиях 1993 года «независимость» практически упоминается, в 2002-м становится более значимой, чем «свобода»). По мнению авторов, эти перемены являются следствием развития тенденции индивидуализма и потери взаимопонимания между поколениями.

 

Рейтинг@Mail.ru