Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Никитина Ольга

Случай с родителями

Конфликты возникают на каждой работе, и это вполне нормально. Вопрос лишь в том, как человек выходит из этих ситуаций – с ощущением потери, разрушением собственного «я» или с уверенностью в себе.

В самом начале педагогической деятельности я столкнулась с очень неприятным фактом: мне сообщили, что родители учеников класса, в котором я была классным руководителем, все как один хотят отказаться от меня и написали заявление директору. Я попросила показать их заявление. «Что вы! – ответила директор. – Они меня просили этого не делать, так как вы начнете мстить их детям».
Дело было перед отпуском, а за несколько дней до этого мы с ребятами работали в колхозе и расстались более чем мирно. Я еще видела перед собой их глаза и улыбки – неужели дети могут так лгать? С ощущением ужаса, непонимания и боли я провела весь отпуск.
В самом начале сентября я пригласила всех родителей на собрание. Написала официальное приглашение и директору школы.
И вот мы встретились. Я начала говорить: «Мне сказали, что родители этого класса написали заявление с просьбой лишить меня классного руководства. Прежде всего мне важно знать, кто из вас его подписал». К моему ужасу, подняли руки почти все присутствующие, в том числе и те, кого я считала своими друзьями. Я продолжала: «Я хотела бы понять, что именно в моей работе вам не нравится, какие ошибки я допустила».
В классе повисла напряженная тишина. «Вы – очень хороший классный руководитель! Мы вовсе не это имели в виду!» Родители начали рассыпаться мне в комплиментах (благо все происходило при директоре), а я вообще ничего не понимала: «Зачем же вы заявление подписывали?!» «Так ведь нам сказали, что у вас проблемы! Что вы не можете быть классным руководителем, но вас никто от этого освободить не может по вашему желанию! Сказали, что если мы хотим помочь, должны подписать это заявление…»
Конфликт был исчерпан. Позже я узнала, что все это было инициировано директором. Почему? Не знаю. Скорее всего что-то в моем поведении или в работе вызвало у нее такое желание. Может быть, тот факт, что я голосовала против нее на выборах директора школы и по молодости лет вместо того, чтобы скрыть сей страшный факт (голосование было закрытым), поздравила ее с вступлением в должность и сказала, что, несмотря на то что я голосовала против, готова ей во всем помогать.
Главное – уроки, которые я вынесла из этого конфликта.
Детские глаза не лгут – им можно и нужно верить. А вот никаким слухам о непредъявляемых письмах и документах верить нельзя.
Так же как нельзя бояться прямой встречи и объяснений и с детьми, и с родителями. Даже если бы мне сказали о каких-то ошибках, это было бы в тысячу раз лучше, чем страдания в неведении.
В общем, я не ушла из школы. В этом классе работать продолжала, а от классного руководства отказалась, взяв выпускной «бесхозный» класс. В том же году я подала документы на конкурс «Учитель года» и стала лауреатом Московской области. Директор ничего не могла с этим поделать: выносить свою неприязнь в район ей не хотелось, пришлось согласиться, что я хороший учитель, и даже хвалить меня после открытых уроков.

Рейтинг@Mail.ru