Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Куценко Елена

Первые профессиональные трудности

Что поможет молодому педагогу их преодолеть?

Миновал первый месяц учебного года – самый трудный для молодого учителя, когда выяснилось, что для выживания в школе нужны не столько блестящие знания по истории педагогики, сколько практические навыки по заполнению журнала, составлению тематического планирования.
А также – умение ладить с детьми, начальством и коллегами. И…
Если вам знакомо это ощущение, не отчаивайтесь: вы не одиноки. Теми же проблемами озабочены тысячи молодых учителей, проработавших свой первый месяц. О трудностях первых дней в школе мы писали в «ПС» № 16, 2008. А сегодня с помощью специалистов Московского центра наставничества молодых специалистов образовательных учреждений расскажем о самых острых и распространенных проблемах начинающих педагогов.

Молодой специалист испытывает трудности в любой сфере деятельности, но в школе ситуация усугубляется тем, что в классе учитель остается один на один со всем комплексом проблем. Для того чтобы их более или менее успешно разрешать, нужно прежде всего разобраться в том, что именно вам мешает и почему.
Московский центр наставничества молодых специалистов провел опрос, результаты которого помогают понять, что же больше всего усложняет первые годы работы в школе.
По результатам исследования оказалось, что в период адаптации самой неприятной неожиданностью становится количество бумаг, которые необходимо заполнять постоянно. Молодой специалист не вполне представляет себе, как заполняется даже классный журнал, не говоря уже о других планах, графиках, отчетах. А требовать с него начинают с первого дня работы. Не волнуйтесь, через это прошли все и как-то научились (между прочим, если верить завучам, идеально заполненный журнал встречается так же редко, как идеальный ученик).
Предметом волнений становится и учебная нагрузка: ее зачастую предлагают или слишком много, или смехотворно мало. Ведь соглашаясь в августе на тридцать шесть часов, выпускник вуза еще не предполагает, что это непосильное для него количество работы. Конечно, десять или двенадцать часов было бы самым оптимальным для первого года работы, но зарплата в этом случае будет просто смехотворной. Особенно если администрация не спешит присвоить хоть сколько-нибудь высокий тарификационный разряд. Кстати, в этом случае вы вполне можете попытаться повысить разряд. Нужно лишь подойти к директору или его заместителю и доброжелательно, но настойчиво поинтересоваться, что для этого необходимо сделать.
Помимо не соответствующей возможностям нагрузки молодому учителю зачастую сбагривают классное руководство в классах с самой дурной репутацией. Так сказать, на новенького: молодой, пусть побегает. Остается утешаться тем, что если уж вы доведете такой класс до конца года, дальше уже ничего не будет страшно. А может быть, это и к лучшему: вы лишены педагогических стереотипов, молоды, энергичны, возможно, вы действительно лучше других найдете общий язык с этим неугомонным классом. Не стесняйтесь просить рекомендаций и помощи у администрации: класс трудный, а опыта у вас никакого.
Обращаться за консультацией и советом нужно и в менее экстремальных случаях. Лучше всего выбрать опытного и авторитетного коллегу в качестве неформального наставника, если вы симпатизируете друг другу. На первых порах можно обращаться и к своему школьному учителю, которого вы уважаете и цените как педагога. Почти наверняка он искренне постарается вам помочь: учителя особенно тепло относятся к бывшим ученикам, которые стали коллегами. Учитывая это, лучше всего идти работать в ту школу, которую закончил сам.
Хотя в этом случае могут возникнуть и дополнительные трудности в общении со своими бывшими учителями, которым вы досаждали, будучи ребенком. Однако трения и конфликты с коллегами неизбежны, в какую бы школу вы ни пришли. Это отмечают большинство молодых специалистов. Не меньшей, а часто и более серьезной трудностью становятся конфликты с администрацией.
Но самые актуальные проблемы, по мнению молодых учителей, – это те, что возникают в ходе ежедневной работы в классе: методические трудности и конфликты с ребятами. Если вы чувствуете, что не справляетесь с ними и знаний, полученных в вузе, для полноценной работы катастрофически не хватает, идите на курсы повышения квалификации. Многие заблуждаются, думая, что для этого нужно сначала проработать пять лет. На самом деле вы можете пройти курсы хоть в первый же год работы в школе. Тем более что сейчас это можно сделать дистанционно.

Если вас заинтересовали формы работы с молодыми специалистами, можно обратиться в Московский центр наставничества за консультацией и методической поддержкой. Интернет-ресурс центра: http://c-nastavnik.ru/.

Рейтинг@Mail.ru