Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

УЧЕБНАЯ ТРЕВОГА


Кожурина Людмила

Процесс обучения в оценках его участников

По данным социологических исследований, большинство оценок – негативные

Требуют эффективности процесса образования. Твердят о результативности каждого учебного действия, каждого учебного часа, недели, месяца, учебного года. Говорят: «Только с помощью технологии можно овладевать универсальными учебными действиями, усвоить основы наук, сделать обучение привлекательным» – и далее о том, что отдельному учителю разработка технологии не по силам. Его задача – обеспечить, обслужить технологический процесс. Учитель должен быть функциональным.
Этот выход на всеобщую функциональность наметился с самого начала процессов модернизации образования и уже принес свои плоды. Прессинг. Выбраковка. Сужение мировоззренческого горизонта до пределов клеточки теста.
Изначально присущее массовому образованию расхождение интересов тех, кто учит, и тех, кто учится, сделалось почти непреодолимым. Пространство личного участия ученика, и без того ничтожное, сокращается за счет полной несвободы учителя на уроке. Как работать с детьми?
Между тем родители, наблюдающие процесс со стороны, поддерживают функциональный подход к образованию. Они требуют результатов. О том, что из этого получается, свидетельствуют региональные социологические исследования.

Дружно сказали «нет» и начали урок

Результаты анонимного анкетирования учеников и учителей в московских школах рисуют печальную картину. Взаимные эмоциональные оценки одинаково негативные. Так, 87% респондентов с обеих сторон испытывают раздражение друг к другу; 75%  – обиду; 60% – скуку; 45% – злобу. Приязнь друг к другу испытывают 11% респондентов, радость – 7%. Характеризуя друг друга, и педагоги, и обучаемые проявляют взаимное недовольство: с одной стороны – «тупицы», с другой – «детоненавистники». «Профессионалами» в глазах детей выглядят 22% учителей, а «приятных детей», с точки зрения учителей, только 11%. Эта симметрия в отношении сторон друг к другу о многом говорит. Прежде всего наглядно объясняет, куда на самом деле должен быть направлен вектор приложения сил учителя. К детям. И если в силу «объективных причин» учителю заниматься детьми некогда, они негативно реагируют.

Второе. Позитивный настрой на встречу учителя и ученика – редкое исключение. Хотя всем понятно, что лишенное радости и приязни учебное взаимодействие дает ученикам отрицательный образовательный опыт. Никакому «непрерывному образованию» оно содействовать не может. А скука, раздражение, злоба – верные приметы принуждения к знаниям. Не педагогика это  – сплошная физика: сила действия, сила противодействия…

Кого учить удобнее?

Нельзя сказать, что ситуация замалчивается. В книге Петра Третьякова по адаптивному управлению педагогическими процессами читаем: «Управление педагогическим процессом в целом, и школой в частности, остается авторитарно ориентированным, что является гибельным для творческого самопроявления личности как педагога, так и учащегося… В равной степени страдают и обучаемые, и обучающие». Но что делать, если педагогическая система объявлена частью социальной системы и в школе теперь происходит ровно то и так, что и как происходит в обществе. Например, отсутствует необходимый уровень лояльности по отношению к интересам и потребностям других.
В частности, учителям Пензенской области исследователи предложили оценить ряд качеств учеников. Надо было расположить их по мере важности. Положительные качества распределились так: трудолюбивый, отзывчивый, эрудированный, сообразительный. Отрицательные: амбициозный, нетерпеливый, суетливый. Полученные данные, по мнению исследователей, свидетельствуют об исключительно функциональном восприятии учеников учителями: хороши те, кто доставляет меньше хлопот. В ученических же анкетах написано: «Да в школе просто нечего делать… невозможно учиться в соответствии со своим интеллектом и интересом… на уроках устаешь, а толку ноль» – и другое подобное. Попутно выяснилось, что каждый второй старшеклассник занимается с репетиторами. В начальной школе – каждый пятый.

Где взять понимающего учителя

Исследователи из Рязанского педуниверситета опрашивали учителей и их   учеников-старшеклассников,  выявляя ценностные и социальные ориентиры молодежи. Как правило, мнения по каждому вопросу оказывались диаметрально противоположными.
Готовы ли подростки к взрослой жизни? «Да», – говорят большая часть учителей; «нет» – 73% учеников. Надо ли старшеклассникам подрабатывать? «Да»,  – отвечают большинство учеников, «нет» – учителей. Должны ли шестнадцатилетние думать о создании семьи? Молодые люди говорят «да», а 81% учителей – «нет». Что значит быть взрослым? Подростки: «Иметь возможность зарабатывать и создавать семью». Учителя: «Получить диплом о высшем образовании». Молодежные объединения, с точки зрения учителей, нужны, чтобы обезопасить досуг молодежи. А сама молодежь видит в них перспективу расширения круга общения.
И только на вопросы «Что главное в школе? Зачем учиться?» и те и другие ответили согласно: главное в школе – учеба, а учиться необходимо для получения аттестата.

Чего хотят родители

Однако установку на получение аттестата и на учебу как на средство достижения этой цели в учениках отнюдь не школа вырабатывает.
В Тамбове накануне учебного года отдел мониторинга качества образовательных услуг провел опрос учеников и родителей разных школ города на предмет удовлетворенности качеством получаемого образования.
Большинство родителей (85%) считают, что для реализации жизненных планов ребенка необходимо высшее образование, гарантирующее престижную работу. Естественно, под «качеством образования» они понимают достаточную подготовку для поступления в вуз. О системе образования родители прежде всего хотят знать, каковы требования при поступлении и конкурсы в учебные заведения (44%), их интересует информация о престижных профессиях (32 %) и о ЕГЭ (27 %).
Притом большая часть ответов родителей и обучающихся совпали. И те и другие наиболее важной характеристикой идеальной школы считают высокий профессионализм учителей, обеспечивающих подготовку в вуз (87%). Ценность дополнительного образования видят в улучшении успеваемости по отдельным предметам (62%). По этим параметрам уровень школьного образования не устраивает как родителей, так и детей: «Плохо учат!»
…Тот факт, что для современных подростков определяющим мнением является мнение родителей, социологам известен. Родители передают детям свой опыт, свои представления о хорошем и должном, а это не всегда оправданно. Хороший ребенок и хороший ученик – это не одно и то же. Как хороший учитель и учитель, «у которого все поступают». Задачи и возможности педагогики, школы куда сложнее и разнообразнее. И вряд ли нам стоит сегодня уповать на общественное мнение в решении проблем образования.
Об этом же говорит наука управления: общественные функции обеспечиваются устойчивостью индивидов и лишь частично определяются целостностью общества как системы. Нет целостности мировоззрения каждого отдельного человека – неоткуда взяться значимому общественному волеизъявлению.
И кажется, понятно, чем следует заниматься в школе в первую очередь.

Рейтинг@Mail.ru