Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2008
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Краюхин Василий

«Отказаться от единого стандарта»

Президент предложил решать вопрос о закрытии сельских школ исходя из конкретной ситуации

Находясь с рабочим визитом в Самарской области, Президент РФ Дмитрий Медведев сделал заявление по одной из самых болезненных и острых для образования тем: реструктуризации сети сельских школ.

То, что тема сельских школ была поднята во время визита президента в Самарскую область, наверное, не случайно. Самара вместе с Ярославской областью и Республикой Чувашией – «пионер» реструктуризации, именно здесь с начала 2000-х годов проводился первый эксперимент по отработке моделей реформы сельской школы.
Разговор об образовании на селе проходил в контексте обсуждения нормативно-подушевого финансирования. Губернатор области Владимир Артяков сообщил Дмитрию Медведеву, что новые экономические механизмы внедряются успешно, но «есть проблемы регионального характера, в том числе у малокомплектных сельских школ». Артяков аккуратно сказал, что «сельским школам сложнее встроиться в данную систему».
Что скрывается за оборотом «сложнее встроиться», мы все знаем. Малокомплектным школам не хватает полученных по нормативу денег, в них слишком мало учеников и слишком много – по логике экономистов – учителей. Поэтому школы закрывают, реорганизуют, оставляя в селе только «началку». Так происходит фактически по всей стране. Достаточно посмотреть ленты новостей: «С начала 2008 года в Тамбовской области 143 общеобразовательных учреждения реорганизовано в филиалы базовых школ»… «К началу нынешнего учебного года в Челябинской области стало на 18 малокомплектных сельских школ меньше»… «До конца 2008 года в Нижегородской области будет закрыто 37 сельских школ»… Это новости только за сентябрь, и список их не полон.
Дмитрий Медведев высказался о проблеме реструктуризации так:
– Где-то малокомплектные школы нужно, может быть, убирать, а где-то, наоборот, оставлять. Не может быть просто никакого единого механизма, никакого единого стандарта. Потому что где-то действительно наличие школы означает сохранение населенного пункта, а где-то можно без труда собрать несколько школ в более крупный образовательный центр, где более высокий, естественно, уровень образования, и возить автобусами. То есть это зависит от конкретной ситуации.
Такое заявление президента в общем-то ничем не отличается от предыдущих выступлений первых лиц государства на ту же тему. Действительно, решение вопроса о реструктуризации должно «зависеть от конкретной ситуации». Вот только видение этой ситуации у сельских жителей и местных властей чаще всего диаметрально противоположное. И если местные власти захотят закрыть школу, этот вопрос – полностью в их компетенции. Разве только сельчане возразят, что президент по телевизору сказал – «сельские школы надо где-то оставлять», и пообещают написать в газеты, в министерство и самому президенту. Такой вот инструментарий образовательной политики.

Рейтинг@Mail.ru