Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Е.В.Королева, П.Г.Юрченко, Т.Н.Бурдыгина
Проблемные ситуации в школе и способы их решения
М.: АРКТИ, 2008

Уж чего-чего, а проблемных ситуаций в школе достаточно. Даже в так называемых «хороших» школах некоторые ученики становятся объектами преследования, все больше появляется гиперактивных ребят, учителя отмечают снижение интереса к учебе у большинства детей.
Рассмотрение каждой из перечисленных проблем начинается с описания типичных проявлений. Подобные истории знакомы каждому учителю и очень узнаваемы. В качестве комментария к каждой авторы излагают возможные причины той или иной формы девиантного поведения. И заканчивается каждая глава педагогическими и психологическими рекомендациями.
В одном случае, как, например, в главе, посвященной насилию в школе, авторы ограничиваются самыми общими советами, очерчивая главные направления педагогической работы: «Проблему школьной травли невозможно разрешить, пытаясь устранить лишь отдельные ее симптомы только путем ужесточения дисциплины, отстранения агрессоров от учебы или психологической терапии для жертв. Любое вмешательство в этой ситуации должно быть комплексным и направленным на процесс в целом…»
По поводу же симптома дефицита внимания и гиперактивности рекомендации очень подробны. Авторы детально объясняют, что должен и чего не должен делать взрослый при взаимодействии с таким ребенком. Отдельно приводятся советы относительно того, как строить учебное занятие с гиперактивными детьми.
В некоторых случаях даже приведены примеры выхода из возможных сложных ситуаций. Например, как увидеть и остановить начинающийся приступ агрессии у ребенка.
В приложении читатели найдут описание игр, тренинговых упражнений, краткие описания коллективных творческих дел, которые можно использовать в педагогической работе для разрешения и предупреждения проблемных ситуаций.

А.Г.Грецов
Тренинг креативности для старшеклассников и студентов
СПб.: Питер, 2007

Разве креативность (или, говоря по старинке, творчество) можно натренировать? Автор, кандидат психологических наук, преподаватель герценовского университета, убежден, что можно. Потому что творчество – это не только балет или вышивание, а прежде всего новые идеи во всех областях жизни и поиск нестандартных решений в любой ситуации. Поэтому креативность «в той или иной степени свойственна всем людям, а не является уникальным психологическим качеством, “печатью гения”…». За гениев, конечно, немножко обидно, зато за себя и своих учеников можно порадоваться. И развить качества, определяющие высокую творческую активность: интеллектуальные и личностные. В начале книги они описаны с психологической точки зрения (но не заумно и не занудно).
А дальше идет описание тренинга:
принципы и собственно программа, разбитая на разделы. Знакомство и сплочение, творческое мышление, предоление барьеров, воображение и выразительность, артистизм, творчество и взимопонима-
ние – похожие направления работы можно встретить и в других тренинговых программах. Но те, что собраны в этой книжке, действительно ориентированы на молодых людей. Чего стоит одно только упражнение из раздела «Творчество в бытовых ситуациях», в ходе которого необходимо изобрести шпаргалку, неуязвимую для пристального взгляда экзаменатора, роль которого выполняют те же старшеклассники.
Впрочем, для взрослых – в том числе и педагогов – упражнения тоже подойдут как нельзя лучше. Иначе как же учить своих старшеклассников, отставая от них по уровню креативности?

 

Рейтинг@Mail.ru