Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Что необходимо для эффективного руководства школой? Как показало анкетирование руководителей образовательных учреждений города Новосибирска, успешный директор должен обладать такими качествами, как: творческое мышление, управленческий интеллект, уверенность в себе, настойчивость и умение убеждать, сдержанность, ответственность. Но все эти замечательные качества могут остаться нереализованными, если руководителю образовательного учреждения не будут созданы благоприятные условия для работы. В чем же они должны состоять?
Прежде всего, как пишут начальник Главного управления образования мэрии Новосибирска кандидат педагогических наук Геннадий Старцев и заместитель начальника Главного управления образования мэрии Новосибирска кандидат педагогических наук Сергей Нелюбов в статье «Главное действующее лицо в образовании. Трудности в управленческой деятельности директора школы и способы помощи ему» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 6 за 2008 год), директора надо «освободить от несвойственных ему дел». Например, от организации работы школьной столовой и медицинского кабинета. Следует разработать «механизмы передачи отдельных управленческих полномочий структурам школьного самоуправления». Кроме того, необходимо создать региональную многоуровневую систему повышения квалификации руководителей образовательных учреждений. Само собой, обучение должно вестись по современным методикам и с учетом пожеланий самих директоров. И наконец, чрезвычайно важно обеспечить достойное финансирование образовательных учреждений.
В статье содержится детальный рассказ о том, какую помощь и поддержку оказывает руководителям образовательных учреждений Новосибирска администрация города. «Мы многое спрашиваем с директора, не устаем повторять: «Директор должен», – замечают авторы. – Но ведь и мы, управленцы, должны директору — помочь, научить, не загружать бессмысленной писаниной. И без того у директора немало преград, трудностей, «булыжников» на сложном пути. Мы стремимся расчистить хоть какие-то «завалы» на этом пути как можем».

Совместная учебная работа детей, когда ребята свободно (без посредничества учителя) обмениваются мнениями по учебным вопросам, прямо обращаются друг к другу за советом и помощью, в школе встречается крайне редко. Между тем опыт учителя начальных классов Т.Савушкиной свидетельствует, что в школе вполне возможно создать условия для того, чтобы подобный взаимообмен происходил постоянно. О том, как это сделать, рассказывается в статье «Аспекты группового обучения младших школьников» («ЗАВУЧ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ», № 4 за 2008 год).
В частности, автор акцентирует внимание на необходимости выработки взглядов и установок, которые одобряли бы сознательное поведение, взаимоуважение и взаимопомощь, прилежание в учении.
Большое место в статье отводится способам организации групповой работы школьников, вовлечению в деятельность ребят с различными типами нервной системы, а также специальным приемам по усилению мотивации к такого рода учебной деятельности. Один из приемов называется «Неоконченные предложения». Школьникам предъявляется 10–12 предложений, которые им нужно дописать. «Мы друг с другом стараемся…», «Я думаю, что когда мы…», «Я был бы рад, если бы мы вместе…», «Я надеюсь, что вместе…», «Мы уверены…», «Я и мои одноклассники стремимся…» Цель такой работы ученикам не сообщается либо скрывается за «маскирующей формулировкой»: например, мы проверяем умение быстро думать, развиваем фантазию…

Многие учителя одну из самых главных профессиональных проблем видят в недостатке психологических знаний. Такой вывод следует из исследования, проведенного сотрудниками кафедры психологии Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Согласно данным исследования, 57 процентов педагогов школ Великого Новгорода низко оценивают собственную психологическую компетентность, 58 процентов респондентов считают, что у них слабо развито умение видеть за поведением ребенка его психологическое состояние, уровень развития познавательных процессов и волевой сферы.
Вместе с тем, как отмечают М.Калаш-
никова и О.Хомякова в статье «Психологическая компетентность педагога как основа гуманизации образовательного процесса» («ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 7 за 2008 год), 44 процента опрошенных уверены в своей способности избирать рациональный способ общения с детьми. Последнее суждение вызывает у авторов настороженность, поскольку оно расходится с высказываниями ребят: 65 процентов школьников указывают на повышенную агрессивность отдельных педагогов.

Рейтинг@Mail.ru