Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ


Леонтьева Ольга

Школа-парк на один день

Прожитый всеми или несколькими классами в системе свободного выбора, такой день может стать хорошим стимулом и для учебы ребят, и для поиска эффективных способов работы для учителей

В начале сентября бывает трудно проводить обычные уроки: большинство ребят не имеют необходимых учебников, все немного возбуждены, обмениваются историями о проведенных каникулах – до учебы ли? А что, если провести день, в ходе которого каждый ученик попытается понять, что именно его интересует, какие формы занятий он предпочитает, умеет ли организовать для себя учебное пространство и каким оно станет?
Еще несколько лет назад казалось, что проведение такого дня требует большой подготовки и невозможно без внешней поддержки. Сегодня такая возможность есть в каждой школе, если в ней сложилась группа педагогов-единомышленников

С чего начать

Представьте, что вместо расписания уроков ребята увидят объявление: «Сегодня вас ждут в следующих студиях, секциях, мастерских», а дальше  – список мест, которые в этот день открыты на 6–8 уроков подряд для всех участников этой работы. В каждое место можно прийти хоть на несколько часов, хоть на несколько минут  – как в «парке отдыха»; узнать ответы на интересующие тебя вопросы, подумать о проектах в предстоящем учебном году, принять участие в мини-спектакле.
Поучиться, потренироваться или просто посмотреть, чем занимаются другие…
Мы называли такую работу (она проводилась много раз в российских школах) днем «школы-парка», так как при этом в рамках одного дня в школе воплощалась концепция Милослава Балабана «Школа-парк». Но главное – не название, а смысл, название можно придумать любое.
Зачем такой день? Для учебы, которая в радость. А еще для того, чтобы понять, что ребят действительно интересует, как можно в дальнейшем эти увлечения использовать в образовательном процессе.
Вот некоторые впечатления взрослых и детей, проживших один такой день в своей школе.
Учителя:
«Уже закончилось время? А я думал, мы только начали… Может, останемся еще?»
«Я была уверена, что ко мне никто не придет, а они пришли и даже контурные карты с удовольствием заполняли!»
«Они столько напридумывали! Я предложила изучать звук, а они стали спрашивать – просто море вопросов. А как объяснить, чтобы и правильно, и всем интересно было? Стали делать опыты, многие из которых я никогда в школе не показывала – все времени не хватало».
«Самое странное, что дети с удовольствием писали сочинения! Они, оказывается, это любят! Правда, начали мы с другой работы: я пригласила к себе тех, кто хочет обменяться мыслями о любви…»
Дети:
«Я сначала растерялась: везде хотелось побывать, а день-то только один. А потом решила пойти на математику, может, сегодня меня не будут ругать и у меня что-то получится. И правда получилось! Мне и учитель помогал, и ребята, которые были рядом».
«Не люблю я учиться! Я больше в футбол люблю поиграть! Поэтому сразу пошел в спортивный зал. А через час я устал… Выхожу в коридор, а друзья навстречу с какими-то приборами, торопятся из лаборантской в кабинет. А там…»
«Первый раз на моей любимой математике мне никто не мешал. Туда пришли только те, кто хотел позаниматься, правда, они мало чего знают, пришлось помогать. И я смог! Оказывается, объяснять очень сложно, для этого нужно знать гораздо больше, чем когда отвечаешь учителю».

Как спланировать этот день

Если грамотно провести подготовку к этому дню, занятия пройдут очень интересно. С чего же начать?
Прежде всего подумать, кто из учителей готов проработать день в режиме открытых (парковых) учебных занятий (парк-студий). Примерно на пятьдесят учеников (два класса) таких мест должно быть не меньше четырех, на сто – может быть 7–8. Для большего числа ребят такой день организовать проще, но, естественно, для этого потребуется и больше готовых к такой работе педагогов.
Желание педагога провести парк-студию еще не есть гарантия того, что она получится удачной, поэтому, прежде чем выходить со своим предложением к детям, имеет смысл провести «мозговой штурм» вместе с коллегами. Можно просто рассказать о том, какая работа предполагается на данной студии, какое название учитель хотел бы ей дать; можно провести модельные занятия, на которых роли учеников будут играть остальные коллеги-педагоги, и только после этого внести соответствующие коррективы.
Имеет смысл в расписание этого дня первым уроком ввести классные часы или общий сбор, где учителя расскажут, что будет происходить в школе. Там же можно вместе с ребятами сформулировать несколько вопросов, ответы на которые они попробуют найти во время дня парк-школы (вопросы, касающиеся индивидуальной образовательной траектории в этот день, личного восприятия поставленных задач, проблем, которые возникали, и т.д.).
И наконец, при проектировании дня нужно сразу определить время для обсуждения его итогов (в классах и на общем пространстве) и место его проведения.

Какие студии открыть

Выбор парк-студий, предлагаемых учителями, очень важен. Прежде чем его сделать, нужно проанализировать ресурсы, имеющиеся в школе: наличие отдельных кабинетов, расположенных поблизости; увлечения ребят, которые будут участвовать в этой работе; возможности предоставления им для пользования необходимой литературы, компьютеров, интернета; увлечения педагогов, которые собираются проводить парк-студии.
После этого можно приступать к формулировке целей. Они могут быть разными, и именно цели в совокупности с ресурсами школы определят дальнейшую работу. При этом нужно сфокусировать внимание на тех компетентностях, которые наиболее важно (по мнению педагогов) развивать у учеников в этом году. Например, если в школе уже сложился хороший театральный коллектив (популярная спортивная секция, кружок искусства и т.д.) и дети с удовольствием там занимаются, на один день не стоит открывать одноименные парк-студии – всем и так понятно, что дети туда придут, ясно, кто не выберет эти места и почему. Такие парк-студии имело бы смысл открывать, если бы данная работа планировалась на долгое время.
Для проведения одного паркового дня, напротив, стоит выбрать такие способы работы (темы, учебные предметы), которые важны для учебы, но не пользуются особой популярностью у учеников данной школы.
Предположим, учителя понимают, что ребята не умеют работать в проектах (ставить цель, анализировать ресурсы, намечать этапы, проводить анализ достигнутых результатов и корректировку планов и др.) и не любят точные науки (плохие отметки по физике, математике, в школе нет кружков, связанных с этими предметами). Тогда можно поставить перед собой и ребятами цели: повысить интерес учеников к этим занятиям и учебным предметам; понять, почему их популярность в школе невелика; помочь ребятам заинтересоваться непривычной до этого времени работой.
В зависимости от поставленных педагогами целей выбирается общая тематика будущих парк-студий: по учебным предметам (в описанном выше случае, например, математика, физика) и по способам деятельности (проектная и исследовательская деятельность). После этого нужно определить специфику студий более точно, определив либо конкретную тему, либо этап проектирования или общий проект. При этом учитель, ведущий студию, обогащает ее личным опытом, интересами, которые на первый взгляд и не связаны с его предметом.
Например, учитель математики, увлекающийся экономикой, может предложить студию «Как считать деньги?», где, предварительно обсудив с пришедшими к нему ребятами причины, по которым они заинтересовались темой, педагог покажет на конкретных примерах законы экономики. А другая учительница математики, увлекающаяся вязанием, может организовать парк-студию, связанную с этим увлечением: расчет количества петель при определенном рисунке очень сложен. Учитель английского языка, увлекающийся кулинарией, может пригласить ребят на парк-студию «Кулинария в Англии» и вместе с ними заняться не только переводом кулинарных рецептом, но и приготовлением некоторых блюд. И так далее.
Параллельно с творческими парк-студиями обычные, учебно-предметные, вовсе не проиграют. Ребята обязательно придут и туда, потому что само название (математика, физика, химия) будет для них понятно. Главное – так спланировать работу в них, чтобы каждому пришедшему было интересно.
Общая схема работы в студиях простая и сложная одновременно.
Простая, потому что там есть только четыре основных этапа:
1. Организация предъявления ребятами своих интересов и запросов, которые их привели в эту парк-студию.
2. Предъявление учителем своих предварительных планов и их корректировка в соответствии с запросами учеников.
3. Самостоятельная работа ребят (при постоянной поддержке, помощи учителя).
4. Обсуждение полученных результатов.
Сложная, потому что педагоги привыкли проводить учебные занятия, не корректируя их в зависимости от мнения ребят, и учителю трудно смириться с тем, что ряд детей не доведут начатое дело до конца и уйдут, а кто-то зайдет на середине работы. Чтобы облегчить работу учителя, можно посоветовать структурировать занятие блоками по два-три урока, после каждого из которых будет проходить небольшое обсуждение результатов и планирование дальнейшей работы. Тогда занятие по душе смогут найти и те, кто пришел в середине дня, и те, кто решил в этой парк-студии провести все уроки. При этом себя нужно настроить на то, чтобы к детям, не увлекшимся предложенным им занятием и передвигающимся из студии в студию («шатунам»), относиться спокойно. Чей-то отказ от работы – это проблема, на которую в дальнейшем учителям стоит обратить особое внимание.

Подведение итогов

Команда учителей может собраться сразу после дня парка, чтобы обменяться первыми впечатлениями и обсудить вопросы, которые зададут детям. Подводить итоги с детьми лучше всего не сразу, а на следующий день, чтобы немного поутихли эмоции, чтобы было время подумать о том, что с ними произошло.
Если это было одноразовое мероприятие, не стоит много внимания уделять самой структуре, лучше поговорить о том, какие предметы (формы занятий) выбрали ученики, спросить, что их привлекло, почему они не посетили другие места. Если же такая форма работы заинтересовала и педагогов, и детей и они собираются проводить такие дни регулярно, можно спросить, какие парк-студии они хотели бы посетить в этот день в следующий раз.
После обсуждения работы с ребятами итоги дня снова анализируются в педагогическом коллективе по нескольким направлениям:
1. Анализ информации о детях. Кто сумел сделать выбор? Кто так и не нашел для себя ничего интересного? Кто остался в одиночестве? Почему?
2. Анализ способов работы учителей. Какие студии имели успех? Почему? Какие студии не заинтересовали ребят? Почему? Какие «парковые» методы можно успешно использовать и на уроках?
Один такой день даст много информации и о детях, и о методах работы, используемых в школе: в ситуации свободы выбора часто поднимаются самые неожиданные, но очень важные для понимания педагогами проблемы.