Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ


На всякий случай

Средневековый город

Одна из самых действенных форм воздействия на сознание ребенка – игра. К примеру, пусть класс на время превратится в средневековое государство. Все ученики  – потомки древнего народа. Несколько веков назад их государство было захвачено могущественными соседями. Большинство людей не захотели оставаться в разоренной стране и рассеялись по всему свету. К сожалению, ни в одной стране народ не принимали как равный. Государственные законы везде достаточно строги: странникам запрещено занимать государственные посты, заниматься военным делом и приобретать земли. Для проживания им выделены строго определенные районы страны, покидать которые по своей воле нельзя. Народ находится как бы вне существующей системы сословий: не дворяне, не крестьяне, не священнослужители – и попасть в какое-нибудь из этих сословий чрезвычайно сложно. Подумайте, как бы вы, молодые люди, стали вести себя в такой ситуации? Примерив на себя судьбу малочисленного народа, сформулировав немногие возможные варианты действий (остаться в своей замкнутой национальной группе; отказаться от обычаев и религии предков и постараться вести такой образ жизни, как все жители этой страны; найти свою «нишу» в экономике: торговля, ростовщичество, банковское дело; попытаться изменить существующую систему, стать революционером), познакомившись с историческими примерами, ребята обнаружат, что, несмотря на всю жесткость ситуации, каждый человек выбирает свой путь сам. И нельзя сказать, что представители какого-либо народа «предназначены» свыше к определенному виду деятельности, к своей судьбе, ведь даже в игре класс нашел разные варианты.

Все зависит от цвета глаз

Для ребят помладше подойдет игра, придуманная еще полвека назад учительницей Джейн Эллиотт, с разделением класса на две группы по цвету глаз (голубоглазые и кареглазые ученики). Детям говорят, что, по последним данным науки, способность к учебе зависит от цвета глаз. Голубоглазые должны быть хорошими учениками, а карегла зые – наоборот. Сначала кареглазые подвергаются всевозможным придиркам, необоснованным запретам и дискриминации, в то время как голубоглазые получают всевозможные привилегии. Затем роли меняются (под предлогом «исправленной информации»), теперь в положение дискриминируемых попадают голубоглазые. В заключение педагог должен быть готов грамотно провести анализ игры, чтобы участники смогли перенести игровой опыт на осмысление дискриминации в реальной жизни.

Рейтинг@Mail.ru