Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ


Леонтьева Ольга, Печатникова Людмила

Ночные истории у костра

Зачем дети придумывают таинственные легенды, «страшилки» и приметы

Наверное, у каждого педагога, который провел со своими ребятами несколько недель в летнем лагере, в лесу, в походе, есть воспоминания о том, как в размеренное течение загородной жизни вмешивались мифы, легенды, суеверия. И о том, насколько сильным может быть их воздействие.

Девочка с орешками

Страшилки принято рассказывать по ночам в лагерях, в походах. Обычно это вольные переложения Гоголя или По и классические истории о черной руке, отрубленном пальце… Ночью, вдали от дома, отделенные тонкой стенкой палатки от полного опасностей дикого мира, малолетние слушатели объединяются общим переживанием сладкого ужаса, конечно, не совсем настоящего, немного даже смешного.
Иногда детский коллектив порождает собственную мифологию, связанную с конкретным пространством, сиюминутной ситуацией. Эти мифы одновременно и проявляют детский страх, и помогают преодолеть его.
Как-то зимой я вывезла пятый класс, в сущности, совсем малышей, на далекую таежную биостанцию. Дети впервые оказались в таких экстремальных условиях: холод, бесконечные снега, без лыж и шагу не сделаешь, в бревенчатой избе печь – главный источник тепла, а значит, жизни. Как положено в деревне, туалет во дворе. Скворечник с дыркой. Днем туалет как туалет. А ночью – сплошной ужас. Между сугробами узкая тропка, ведущая из теплого дома в черноту, к пропасти. И вот кто-то увидел возле туалета белый парящий силуэт. Постепенно стало ясно: это привидение – девочка, которая почему-то грызет орешки. Откуда взялись орешки? Объяснению не поддается. Но эту девочку видели уже почти все пятиклассники. Загадочным образом отдельные ребята узнавали подробности трагической истории неуспокоенной души и за вечерним чаем обсуждали с друзьями, чего надо этой странной любительнице орехов, как от нее защититься. Именно девочка с орешками признавалась виновницей таинственных исчезновений чьей-то ложки, варежки, носка.
Стало понятно, что совершенно немыслимо после захода солнца идти в одиночку туда, где тебя подкарауливает привидение. Поэтому перед сном снаряжались целые экспедиции: трепещущие девочки и мальчики с фонарями в качестве охраны. Никаких традиционных в этом возрасте туалетных шуток – все чинно и благородно. Все исполняют почетный долг – защищают друзей. Каждый в одиночку вроде не трус (совестно в 10 лет бояться дойти до туалета), но должен идти с толпой, потому что есть другие, те, которые боятся.
Девочка с орешками «вернулась» с классом в Москву. Ребята, не побывавшие в этой зимней экспедиции, жадно расспрашивали таежников о встречах с привидением. Но постепенно тон рассказов менялся: образ из страшного становился комичным.

Мышь дохлая

Дети, как правило, пугая друг друга, удерживают грань между страхом понарошку и по-настоящему. Если рассказчик слишком натурален, слушатели всегда могут перебить его, попросить не рассказывать дальше. Можно начать «беситься», бегать в простынях, кидаться подушками – это сразу возвращает ребят к безопасной, освоенной реальности. Взрослые, к сожалению, включаясь в процесс мифотворчества, не столь тактичны.
Одну из летних экспедиций мы с ребятами провели на острове в Белом море. Никакой цивилизации. Колодец, единственный источник пресной воды, метрах в ста от дома. Деревянный сруб почти вровень с землей, прикрытый деревянной же крышкой. Крышку надо было обязательно закрывать, чтобы в колодец не попадала грязь. Естественно, ребята периодически забывали это делать. Никакие напоминания не помогали. И вот однажды, когда все сидели за обеденным столом, в избу вошел егерь, руководитель экспедиции, и ледяным голосом сообщил, что только что нашел в незакрытом (а сколько раз говорили!) колодце дохлую мышь. Народ отреагировал вяло. Егерь продолжал тем же тоном, каким говорят дикторы в новостях: «Я сделал ей анализ, эта мышь больна туляремией». Мы как-то насторожились. Слово незнакомое, но звучит неприятно. Из дальнейшего сообщения стало ясно, что болезнь передается людям, она неизлечима. Поскольку все брали воду из колодца, а когда туда попала мышь, неизвестно, велика вероятность, что мы смертельно больны. Инкубационный период – две недели. Потом несколько дней мучений – и конец. Это была настоящая немая сцена, как в «Ревизоре». Кто-то шепотом подсчитывал, успеем ли добраться до дому, попрощаться с родителями. Одна девочка закашлялась. «Первый признак туляремии», – прокомментировал егерь. Девочка уже кашляла так неудержимо, что у нее началась рвота, истерика.
Через несколько минут егерь, сжалившись, сказал, что никакой мыши не было, но ведь могла быть, потому что не закрываете колодец, а сколько раз говорили… Тут я испугалась уже не за себя и за детей, а за него. Думала, парни (все же 10 класс, мощные ребята) сейчас побьют его.
Я не помню, стали мы закрывать с того дня колодец или нет. Но знаю, что до сих пор уже взрослые люди, вспоминая тот давний случай, не смеются и не умиляются. Миф разоблачен, а страх остался.

Привидение

Иногда и дети, и взрослые придумывают «страшилки» только для того, чтобы стать ближе и понятнее друг другу.
Однажды легенду о «женщине в белом», которая ходит ночью по дороге около нашего лагеря, придумала я. Хотелось, чтобы ребята пошли ночью со мной гулять, а они предпочитали сидеть в душных комнатах. Тут и пришла идея. Кому-то одному по секрету сказала, что и хорошо, что со мной никто не идет: там может быть страшно, потому что по дороге, говорят, привидение ходит. Через несколько минут вся группа была в сборе: «И вы хотите, чтобы мы вас одну отпустили!? Ни за что! Идем все! А там правда привидение?» Шли тихонечко, боялись спугнуть; рассказывали удивительные истории; кто-то сказал, что видит привидение… Может, правда? Не знаю… Это было первый раз, когда в походе мы совершили прогулку в ночной лес, потом такие «вылазки» стали традицией. В ночной тиши, беседуя полушепотом обо всем на свете, мы становились ближе и понятнее друг другу.
А потом нечто подобное сочинили ребята. В том походе слушать ночной лес со мной отправились не все, некоторые остались у костра. Сначала мы шли большой гурьбой, дети пытались громкими голосами заглушить собственные страхи. Вышли на лесное озеро, улеглись во мху под соснами, стали глядеть в звездное небо и слушать лягушачий концерт… Обратно шли малыми группами. Абсолютно тихо вошли и в наш лагерь, а там переполох: «Ольга Милославовна! Тут у нас привидение появилось! Страшное… У него туловища нет, только голова, кисти рук и стопы. Ходит, всех пугает – оно там живет, у помойки, мы мусор утром будем выбрасывать, сейчас страшно!» И сразу о космосе забыли: привидение – серьезная проблема, чтобы с ним бороться, нужно объединиться и помогать друг другу. «Сейчас я его проучу! Нечего моих детей пугать!» – Я смело отправилась к помойке и «прогнала» привидение. «Понимаете, привидения пугают только тех, кто их боится. А чего нам его бояться? Бестелесное, даже туловища нет… Представляете, как ему плохо. Наверное, оно в земле жило, а мы помойку вырыли и его потревожили. Может, помойку стоит перенести?» Это привидение стало одной из легенд нашей группы на многие годы.

Тучеразгоночная песенка

Были, конечно, и другие легенды, гораздо более практичные, чем привидение без туловища. Например, разгон облаков при помощи тучеразгоночной песни. Началось все довольно банально: целые сутки лил дождь, все собрались в одной палатке и пытались друг друга ободрить. Говорю: «Спорим, что мы вместе – сила! Если захотим, запросто облака разгоним и вызовем солнышко». Все засмеялись, решили попробовать, стали придумывать, как нам лучше объединиться. Я взяла гитару и громко, наигрывая простейшую мелодию, сказала: «Разгоняем тучи!» – дети повторили, потом кто-то предложил вторую строчку, третью… и каждый раз их повторяли все, кто собрался в палатке. Хотите верьте, хотите нет, но через полчаса мы уже загорали, забыв о дожде.
В силу нашей тучеразгоночной песенки верили сами, обучали ей тех, кто к нам присоединился позже. Помню, выезжали в очередной поход под проливным дождем и с ничем не обнадеживающим прогнозом синоптиков. Малыши предлагали перенести поход, кому хочется в сырости три дня проводить… А «старички» бодренько завели их в вагон электрички: «Не боись! Мы сейчас нашу песенку споем, пока до места доедем, облаков не будет. Главное, чтобы пели ее все вместе, иначе ничего не получится». В поселке, где мы живем, все три дня шел дождь. Мы же вернулись отдохнувшими, загоревшими, родители ребят очень удивились. «Ничего особенного! Мы просто знаем тучеразгоночную песенку!» – гордо объяснили наши младшенькие и начали обучать ей мам и пап. В силу этой песенки я верю до сих пор, так же как и мои ученики, сочинившие ее когда-то вместе со мной…

Погода

В путешествиях, в лагере погода становится важным обстоятельством жизни детей, гораздо более существенным, чем в городских условиях. Поэтому предсказания погоды, возможность повлиять на нее становятся темой ежедневных разговоров. И здесь работают как научные приметы (полет птиц, облака), так и совершенно мифологические, у каждой компании свои.
К примеру, надежной защитой от дождя признается наличие у всех участников похода полиэтиленовых дождевиков. Если лежат они в каждом рюкзаке, жди ясного неба. Если хоть кто-то забыл плащик дома, жди ненастья. Поэтому запасливые граждане берут по два-три дождевика в расчете на разгильдяев.
Можно дождь напугать. С неба что-то вяло капает, а мы ведем себя так, словно погода отличная. Отправляемся в дорогу, собираемся загорать, купаться. Главное – демонстрировать искреннюю решимость и громко оповещать мир о своих солнечных намерениях. Дождь испугается смелых людей и передумает лить.
В подобные сказки верят не только малыши. Даже старшеклассники, иронизируя, отпуская скептические комментарии, не рискуют искушать судьбу. Им, наверное, хочется ощутить свою связь с природой. Готовность согласовывать свои жизненные планы с обстоятельствами – важная наука для городского подростка.

Гений места

Где бы вы ни оказались с детьми, они непременно начнут искать в окрестностях что-то волшебное, исполняющее желания, сулящее счастье. Это может быть нечто вполне традиционное, всем известное: куриный бог (камушек со сквозной дырочкой). Камень находят на морском берегу, одевают на шнурок и вешают на шею. Талисман охраняет хозяина от бед. Его можно подарить другу, привезти домой в подарок родителям, если они понимающие люди. Цветок сирени с пятью лепестками надо съесть или угостить находкой хорошего человека. Символы счастья создаются собственноручно: красивый камень, коряга раскрашиваются или обтесываются до желаемой формы и хранятся в недрах рюкзака. Они придают уверенности в себе, защищают на чужой стороне.
Вернувшись домой, юный путешественник перебирает находки и по ним восстанавливает пройденный маршрут, прожитые дни. Одаривая привезенными талисманами родителей и друзей, ребенок таким образом разделяет с ними пережитый опыт.

Рейтинг@Mail.ru