Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИКА ДРУЖБЫ И ПРИКЛЮЧЕНИЙ


Косоголова Татьяна

Три секрета удачной смены

Из опыта работы лагеря «Синдбад»

Наш пришкольный лагерь «Синдбад» существует всего несколько лет. В первый год нам было сложно набрать детей, а теперь мы не в состоянии удовлетворить все поданные заявки: дети стремятся на площадку. Их ждут интересная игровая программа, каждый год новая; оздоровительные и развивающие занятия, самые разнообразные; дружеское общение с вожатыми-старшеклассниками, специально подготовленными к смене.
Каким образом нам удалось сделать пребывание в пришкольном лагере привлекательным для ребят. Наверное, главный фактор – отношение к подготовке и проведению досуга детей. Мы готовимся серьезно и задолго до начала смены. Пришкольный лагерь для нас  – отдельный большой проект.
Заботясь о насыщенной и разнообразной образовательной среде лагеря, мы не ограничиваемся только ресурсами школы. Заранее собираем информацию о работе местных учреждений дополнительного образования, культуры, спорта, заключаем договора о посещении кружков и студий в городском Доме детского творчества, о проведении занятий в бассейне.
Вторая предпосылка удачной смены – готовность педагогов-воспитателей и их помощников. В «Синдбаде» помощниками воспитателей становятся ученики
8 – 11-х классов, вожатые младшеклассников. В течение учебного года они очень сблизились с ребятами. Кроме того, вожатые занимались в «Школе интересных каникул» при городском Центре внешкольной работы и там получили навыки организации праздников, коллективных творческих дел, проведения игр.
Но ключевой момент – разработка игровой модели лагеря. Это отдельный проект: педагоги вместе с вожатыми выбирают тематику смены и создают игровой мир: продумывают законы игры, игровую атрибутику, распределяют роли между взрослыми и детьми. Скажем, если это «Космическое рандеву» – у нас будут штурманы, члены экипажей, жители планет. Каждый день с ними должно происходить какое-то необыкновенное событие. Это надо придумать. И тут главный вопрос – как пробудить творческую энергию организаторов?
Один из путей – педагогическая копилка. В ней названия и описания разнообразных тематических смен – «По дорогам кинофестивалей», «Сказочный калейдоскоп», «В поисках сокровищ», «Приключение в Детективленде», «Индейские зарисовки», «За синей птицей»… При знакомстве с этими материалами педагог обязательно заметит какую-то привлекательную идею, получит соответствующий настрой, а дальше все будет зависеть от полета его воображения. Затем совместные обсуждения и дискуссии, и только после этого мы приступаем к формированию программы.
За три-четыре недели подключаем к подготовке и родителей. Не просто рассказываем о тематике смены, планируемых экскурсиях, возможных материальных расходах на передвижение по городу, оплату бассейна и аквапарка, но и просим высказать свои пожелания по программе смены, а то и принять участие в игре. Итоги смены мы тоже подводим вместе с родителями. Получается красиво: вожатые и дети готовят видеосюжеты, фотографические коллажи и рассказывают, вспоминают о том, как жили в пришкольном лагере.

Рейтинг@Mail.ru