Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ИТОГИ УЧЕБНОГО ГОДА: УЧИТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК


Семенова Надежда

«Работать без учебника казалось невозможным и неправильным. Но только поначалу...»

Порой самые важные изменения в работе учителя происходят вовсе не по приказу сверху и не «в свете новых требований», а как бы сами собой. Делал человек что-то определенным образом – засомневался. Думал, был уверен, утверждал – нет, вдруг какой-то изъян в своей теории обнаружил. Побуждают нас к этим внутренним переменам обычно ученики.
Как реагируют? Что понимают? О чем говорят и думают? Если учитель удерживает обратную связь с ребятами, он не замирает в своем развитии – где бы ни работал, куда бы ни забросила его судьба…

Все началось с прихода в нашу школу новой учительницы. Мы поделили с ней уроки словесности в 5 классе пополам и договорились об общем направлении. О том, что предмет можно вести вдвоем, я как-то не задумывалась. Да и не подозревала, что это может изменить мои представления о работе.
Работали без учебников. Поначалу это казалось невозможным, трудным и даже неправильным. В моем случае – второй год работы учителем – спасало отсутствие стереотипа, вернее, его неотвердевшее состояние. И я, конечно, смотрела фильм «Общество мертвых поэтов», где преподаватель предложил учащимся вырвать страницу, на которой объяснялось, что такое поэзия, и самым живым образом показал суть поэзии. Хотя его и выгнали из престижного колледжа, ему я поверила.
С литературой понятно: вот книга, вот дети. Но что делать на русском? Нельзя же постоянно придумывать новые задания! Оказалось, можно. Ну, не всегда придумывать, можно пользоваться и тем, что придумано другими. Я не о поурочных разработках, которые напоминают скелет кем-то съеденной рыбы сомнительного происхождения, я об идеях, которые можно вплести в живую ткань урока. Тогда каждый урок вылупляется, как птенец, и не всегда угадаешь, что это за птица. Да. Но что же мы делали без учебника? Создавали задания друг для друга, составляли диктанты, «дырявые» тексты, словесные конструкторы, придумывали загадки из заданных частей речи, играли в мяч на орфограммы, представляли книги, словари, проектные работы и многие задания выполняли, пользуясь книгой, которую на тот момент читали. Все перечислять здесь не стоит, главное – не было этого: «А теперь упражнения номер 386 и 387 – самостоятельно». Ребенка одиноким не оставляли. Наши задания подогревали интерес к предмету и доставляли удовольствие.
И все же – программа, планирование! Они коршунами висели надо мной. Все казалось, что, не совершая привычных действий, мы что-то упускаем. Но было заметно: к двум измерениям урока – план и материал  – добавилось третье, пространство урока. Перейти от двух к трем нелегко: построить перпендикуляр к иной плоскости труднее, чем покоиться на ней. Иногда я просто не знала, что делать. Ведь ребята ждали от урока чего-то интересного. А иногда, наоборот, вовсе не были настроены учиться.
Сейчас мне кажется, что из всего я помню только беспомощное начало и уверенный конец года. Что же было в середине? Я все время что-то моделировала, создавала какие-то пробы, чаще не удававшиеся. Удача – иногда. Но самое трудное  – начать по-другому думать. Чтобы лучше объяснить, что значит «по-другому», опишу, один эпизод конца года.
Приближаюсь к классу. Вчера прозвенел последний звонок для старшеклассников. «Ну... Надежда Валерьевна!» – обиженно. Мол, кто вас просил приходить. И это лучшая ученица! «А что вы так рано пришли, урок-то еще не начался?.. А мы думали, русского не будет».
По классу летают воздушные шарики, позаимствованные из актового зала. Я вдруг вспомнила, что у одной девочки день рождения, а поздравить ее совершенно нечем. Звонок уже прозвенел, но все не могут усесться, так как каждому хочется движением руки продлить воздушное путешествие очередного шарика. Как приступить к словесности? Настроения нет, подарка тоже. И вдруг новое измерение срабатывает. «Очень хорошо, что у вас есть воздушные шары на уроке. Только, для того чтобы мы начали заниматься, мне нужен всего один… именно зеленый!» Почему зеленый? Не знаю, но тут же остальные шары были распиханы по углам – интересно же, зачем учителю понадобился этот далекий от учебной деятельности зеленый предмет. Пускаю его по ряду. Сначала просто тренировка: передать по цепочке легким толчком (удерживать и ронять нельзя), чтобы, пройдя оба ряда, шар вернулся ко мне. Надо сказать, что отношения в классе довольно напряженные, но тут ребятам пришлось пасовать, заботясь друг о друге: не дай бог, шарик упадет и они не пройдут проверку. Дальше начались варианты: передать, назвав однокоренное слово, синоним, слово с орфограммой в корне, с приставкой на согласную, с непроверяемой гласной… А затем в обратную сторону  – с другого ряда, передавая, назови положительное качество того, кому передаешь. Игра! И напоследок: передавая, пожелай что-нибудь приятное имениннице. А потом можно все пожелания написать на шариках, но без ошибок, и подарить. Остальная часть урока прошла без происшествий.
Наверное, такой прием придуман уже давно, но я радовалась ему, как птенчику, родившемуся у меня. Он вылупился из воздушного шарика. Благодаря долгим месяцам работы без учебника.

Рейтинг@Mail.ru