Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2008
Третья тетрадь
Детный мир

СТРАНА - КАНИКУЛЫ!


Каменский Сергей

Отправляем детей в летний лагерь

Что нужно знать родителям, чтобы эта поездка не превратилась для ребенка в психологическое испытание

«Мамочка! Забери меня отсюда! Я больше не могу…»
Почему так случается, что долгожданные каникулы в детском лагере, которые по идее должны только радовать ребенка, порой оборачиваются душераздирающими звонками домой?

Не заражайте тревогой

Младшие школьники остро переживают разлуку с домом. Чувствуют себя несчастными и брошенными. Смена условий жизни, привычной среды и знакомого окружения создает для них травмирующую ситуацию и постоянный дискомфорт. Они не подготовлены к таким переменам психологически.
Новичок, который никак не может приспособиться к необычной обстановке, может превратиться в агрессивного и упрямого, конфликтующего со всеми подряд и испытывающего болезненное чувство своего отличия от других infant terrible. Он действительно бросается в глаза и достает всех частыми перепадами настроения, угрюмостью и недовольством. Постоянно стремится уединиться, спрятаться. Или того хуже – предпринять попытку сбежать домой.
Симптомы неприятия лагеря у ребенка могут проявиться еще до его прибытия туда. Зачастую это связано с тревогой, страхами и опасениями самих родителей. Первый раз всегда все сложно, неизвестность пугает практически во всех начинаниях, ведь одна из базовых потребностей ребенка – потребность в безопасности, ему просто жизненно необходимо чувствовать себя под крылышком родителей.
Бывает, ребенку кажется, что родители отправляют его в лагерь только для того, чтобы от него освободиться на время летних каникул. В таком случае польза от его пребывания в лагере будет сведена к минимуму.
Чтобы этого не произошло, посоветуйте родителям поговорить с ребенком заранее, выяснить, что его волнует, есть ли у него вообще желание ехать в лагерь.
Если ребенок уже слышал от других детей о том, что такое лагерь и как там интересно, – одной причиной для беспокойства меньше. Позитивная мотивация на отъезд создана, и родителям не нужно переживать, все постепенно утрясется и сложится, надо только поддержать в ребенке этот положительный заряд.
Но если у ребенка такой информации нет и к тому же он чувствует опасения родителей, ему будет очень трудно адаптироваться в новых условиях. Тревогой родителей «заражаются» практически все дети, особенно в начальной школе. Поэтому чем спокойнее взрослые будут реагировать на его отъезд, тем легче ребенок воспримет разлуку и новые условия в лагере. Но делать из этого события проблему, как и говорить каждый день о предстоящей перемене в жизни ребенка, не стоит. Лучше похвалить его за то, что он уже такой большой и может отправиться в самостоятельное путешествие, без родителей.
Отличное решение – организовать совместную поездку в лагерь с другом или подругой. Вдвоем не заскучаешь, дружеская поддержка всегда будет под рукой.
Родителям необходимо собрать как можно больше информации о лагере: где находится, какие условия, кто будет воспитателем, что за кружки, секции и развлечения ждут детей, когда можно приезжать к ребенку, возможно ли на время забрать его домой.

Взрывы смеха подскажут

Подбирая подходящий лагерь, взрослым нужно помнить: самое главное не в его внешнем виде, удобствах или красоте интерьеров, а в воспитателях и ребятах. Нелишним окажется и знакомство с «ветеранами» этого лагеря, они наверняка есть в школе. И не забыть поинтересоваться у них: довольны ли они, понравилось ли им там? Может, за ними слишком строго надзирали и они вынуждены были без конца подчиняться суровым требованиям?
И если лагерь не за тридевять земель, не полениться, да и съездить туда в ближайшие выходные, понаблюдать за первой сменой. Хороший летний лагерь – место шумное. И если в течение получаса не слышно будет шума и гама, а также взрывов смеха, придется поискать другой лагерь.
Еще нужно подробно обсудить с ребенком то, с чем он столкнется впервые. И даже отрепетировать. Например, как распаковывать и запаковывать вещи в чемодан или рюкзак, самостоятельно выбирать блюда, покупать сувениры.
Ну и конечно же вещи собирать вместе с ребенком, чтобы он сам мог решить, что хотел бы надевать и как выглядеть.
Поговорить при встрече с вожатым и воспитателем, рассказать об особенностях и сложностях ребенка. Если он очкарик, или рыжий, или слишком толстый, удостовериться, что вожатый в силах сгладить возможные неприятности. А также предупредить о пищевых предпочтениях ребенка. Понятно, что для него не будут организовывать какое-то особенное меню, но если он, например, не пьет молока или не ест цитрусовых, об этом воспитатели должны знать обязательно.
Даже самые коммуникабельные дети могут побояться или постесняться подойти к вожатому, когда возникает проблема со здоровьем. Поэтому младшим школьникам нужно подробно рассказать, как правильно действовать. Объяснить, почему надо сразу же обратиться к медсестре или воспитателю. А для наглядности напомнить малышу аналогичные ситуации: «Помнишь тот случай, когда у тебя в школе голова заболела...» Такие примеры куда доходчивее, чем общие наставления типа: «Если у тебя что-то заболит…», «Если ты себя как-то не так почувствуешь…»
Многие воспитатели приезжают в лагерь со своими детьми. Другие ребята обычно с завистью смотрят на детей воспитателей, порой ненавидя их только за то, что они при маме. Это настоящая серьезная проблема и для мам-воспитателей, и для их детей (они либо изгои, либо перед ними заискивают), и для всех остальных в отряде (ведь дети страшно скучают по родителям). Конечно, если есть возможность поехать со своим ребенком в лагерь, ее надо использовать. Но тогда правильнее будет устроить ребенка в другой отряд, чтобы предоставить друг другу хоть какую-то свободу и не общаться ежеминутно. А вот в родительский день уделить ему максимум любви и внимания.
Проверено: на адаптацию ребенка к новому месту и коллективу уходит 5–7 дней после прибытия в лагерь. Именно на этот период приходится самое большое количество звонков с просьбами забрать домой. Но родителям не стоит поддаваться унынию ребенка. Во время телефонного разговора нужно постараться настроить его на оптимистичный лад.
Обычно ко второй неделе пребывания в лагере, когда ребенок обзаводится друзьями и начинает активно участвовать в лагерной жизни, звонки домой вообще прекращаются. Тут-то и наступает обратная реакция. Родители сами принимаются названивать ребенку и приставать к нему каждый час с вопросами: что и как он ел, что на нем надето, что делает сейчас и что собирается делать через пять минут? Не нужно теребить ребенка попусту.
Еще одна трудность адаптации сегодняшних наших «технических» детей в том, что они слишком привязаны к телевизору и компьютеру. А в лагере у них не будет возможности часами сидеть перед экраном или монитором. Что, разумеется, совсем неплохо. Дети быстро втянутся в щедрую на события лагерную жизнь, в общение со сверстниками и о своих любимых стрелялках позабудут.

Что дать ребенку с собой?

На родительских сборах перед отправкой в лагерь обычно объясняют все особенности необходимого багажа. Но общие требования неизменны: джинсы, шорты, футболки, платья, сарафаны, майки, трусы, носки, колготки, спортивный костюм, купальник или плавки, предметы личной гигиены (зубная паста и щетка, мыло в мыльнице, шампунь, расческа, туалетная бумага), обувь (сменная для помещений, на каждый день, выходная, спортивная). Не забудьте положить средство от комаров. Пригодятся также ручки, карандаши, блокноты, интересная книга, личный дневник, мелкие сувениры, значки, открытки, любимая аудиокассета, плеер, фотоаппарат; если в семье есть такая возможность – то и деньги. В разумных пределах, конечно. Они могут понадобиться для индивидуального и коллективного фотографирования, во время экскурсионных поездок за пределы лагеря, на покупку сладостей и сувениров.
Все будет хорошо. Дети научатся быть самостоятельными, избавятся от страхов и комплексов, получат возможность открыть в себе таланты и реализовать их, приобретут навыки коллективного взаимодействия.

Рейтинг@Mail.ru