Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2008
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Ветров Максим

на 6% от потребностей...

В Госдуме обсудили, как повысить уровень финансирования дополнительного образования

Депутаты Госдумы предлагают поддержать систему дополнительного образования за счет средств федерального бюджета. Или перевести учреждения дополнительного образования с муниципального на региональный уровень. Одобрит ли правительство эти предложения, неизвестно. Но какие-то действия предпринять необходимо, и причем срочно.

Муниципалитеты не справляются

В Думе прошли парламентские слушания «О состоянии и мерах по развитию системы дополнительного образования детей». Дополнительное образование давно не обсуждалось на столь высоком уровне, поэтому интерес к заявленной теме был не случаен: в зале парламентских слушаний собрались около 200 человек из 57 регионов.
Согласно официальной статистике, сегодня в России насчитывается 17,6 тысячи учреждений дополнительного образования детей, в которых занимаются 10,9 млн детей от 5 до 18 лет, или более 49% от их общего числа.
За последние десять лет учреждений дополнительного образования стало на 1,3 тысячи больше, но, как отмечали участники слушаний, этого недостаточно для удовлетворения запросов населения.
И это несмотря на то, что заметно увеличилось количество кружков и секций на базе других образовательных учреждений, которые посещают 3,7 млн детей (в 1997 году этот показатель составлял 2,5 млн).
Что же мешает развитию системы, благодаря которой, по общему мнению, осуществляются профилактика дет-
ской безнадзорности и правонаруше-
ний, профориентация и социальная адаптация подростков, происходит выявление талантливой молодежи, решается масса других задач, значение которых трудно переоценить?
Одна из кардинальных проблем состоит в том, что в 2004 году законами № 122 и 131 система дополнительного образования была передана на муниципальный уровень, и теперь 95% детских домов творчества, клубов по интересам и других учреждений оказались в ведении местных властей, не способных обеспечить их полноценное финансирование.
По данным, приведенным в материалах парламентских слушаний, бюджетные ассигнования на дополнительное образование покрывают лишь 6% от потребностей. Отсюда низкий уровень заработной платы педагогов, аварийное состояние материальной базы и почти повсеместное введение платных услуг.

Кадровый вопрос

В своем выступлении первый заместитель министра образования и науки, статс-секретарь Юрий Сентюрин старался приукрасить картину и привести положительные примеры. Так, по его словам, в 2006 году был проведен капитальный ремонт большинства учреждений дополнительного образования, в результате чего число зданий, требующих капитального ремонта, сократилось с 3697 до 562, аварийных – с 338 до 57.
Обнадеживает, по мнению Юрия Сентюрина, и кадровый состав: в системе дополнительного образования работают около 440 тысяч специалистов, 80% из которых имеют высшее образование, а более половины от общего числа – высшую и первую квалификационную категории.
Среди педагогов дополнительного образования – инженеры, музыканты, спортсмены, режиссеры и другие специалисты.
Однако участники слушаний оптимизма Юрия Сентюрина не поддержали.
Так, зампред Комитета по образованию Ирина Роднина отметила в своем выступлении, что более 23% педагогов дополнительного образования не имеют специального образования и в течение многих лет не проходили курсов повышения квалификации.
«Кроме того, они лишены пенсии за выслугу лет и у них унизительный уровень оплаты труда», – считает трехкратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию.
По мнению Ирины Родниной, система дополнительного образования не в состоянии охватить даже 30% детей, хотя, напомним, по официальным данным Министерства образования и науки, эти показатели превышают 49%.
Депутаты неоднократно предпринимали попытки исправить ситуацию в системе дополнительного образования законодательным путем, но пока эти усилия не увенчались успехом.
Как сообщила вице-спикер Госдумы Светлана Журова, в прошлом году нижняя палата парламента отклонила законопроекты о переводе дополнительного образования с муниципального на региональный уровень, в результате чего, по ее мнению, «проблема заработной платы работников этой сферы так и осталась нерешенной, а качество дополнительного образования снизилось».
В нынешнем году «Единая Россия» подготовила законопроект о предоставлении налоговых льгот при инвестировании в строительство объектов основного и дополнительного образования, а «Справедливая Россия» – законопроект о бесплатном посещении музеев школьниками и сопровождающими их учителями.

Поправки в законы

Целый комплекс мер по поддержке системы дополнительного образования предлагает рабочая группа под руководством зампреда Комитета по образованию Олега Смолина. Предлагается, в частности, построить финансирование учреждений дополнительного образования по аналогии со школами – когда из региональных бюджетов выделяются субвенции на заработную плату педагогов, а муниципалитеты отвечают за содержание зданий.
Кроме того, из федерального бюджета, по замыслу законодателей, должны выделяться средства на занятия в системе дополнительного образования детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (инвалидов, сирот, социально неблагополучных). На эти цели, по подсчетам специалистов, потребуется порядка 19 миллиардов рублей.
Навряд ли эти поправки будут приняты. Ведь 10 лет назад закон «О дополнительном образовании детей», принятый и Госдумой, и Советом Федерации, получил вето президента именно по причине того, что на его реализацию требовались дополнительные финансовые затраты.

Что происходит с АУ

Между тем проблема обеспечения гарантий и прав детей на бесплатное и доступное дополнительное образование ставится сегодня специалистами во главу угла. Эта тема приобрела особую остроту и актуальность в последний год в связи с принудительным переводом учреждений дополнительного образования в статус автономных.
Даже Юрий Сентюрин, вызвавший недоумение собравшихся своим благостным выступлением, не смог обойти молчанием этот вопрос. Он был вынужден признать, что «в некоторых территориях интенсифицируется и стимулируется процесс перевода учреждений дополнительного образования в АУ, несмотря на принцип добровольности, прописанный в законе».
По мнению собравшихся, это приводит к расширению и необоснованному завышению платных услуг в этой сфере, повышает риск приватизации зданий коммерческими структурами и в конечном счете грозит ликвидацией учреждений дополнительного образования.
Особенно неблагополучная ситуация сложилась в Тюменской области, где большинство образовательных учреждений, начиная с детских садов, переведено в новые организационно-правовые формы.
К чему это привело музыкальные школы, рассказала в своем выступлении главный специалист Управления культурного наследия, художественного образования и науки Федерального агентства по культуре и кинематографии Ирина Багаева.
По ее словам, из 47 таких учреждений в Тюменской области после реорганизации и оптимизации осталось только 16, резко упал уровень образования за счет сокращения учебных программ, увеличилась родительская плата за обучение. Были отменены льготы для сирот, многодетных и других категорий детей. Причем родительские средства, по свидетельству Ирины Багаевой, «не расходуются на развитие музыкальных школ, а перечисляются в местные бюджеты, являясь лакомым куском для чиновников».
Как заявила зампред Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко, «художественное образование не является дополнительным, оно должно быть отнесено к начальному профессиональному образованию, в противном случае эта система будет разрушена».
Как пояснила Елена Драпеко, работа школ искусств в отличие от других учреждений дополнительного образования строится на основе специальных образовательных программ, промежуточной итоговой аттестации, выпускных экзаменов и выдачи соответствующих документов государственного образца.
«В связи с этим статус таких учреждений должен быть изменен, а полномочия по разработке нормативных актов делегированы Министерству культуры, поскольку Министерство образования и науки не справляется с решением этой задачи», – убеждена Елена Драпеко.
Специалисты в этой сфере разделяют данную позицию, не случайно она отражена в рекомендациях парламентских слушаний.
Аналогичное требование касается и детско-юношеских спортивных школ, полномочия по нормативно-правовому регулированию которых предлагается делегировать Министерству спорта, туризма и молодежной политики.
Также участники слушаний настаивают на введении новой системы оплаты труда педагогов дополнительного образования и предлагают запретить перевод учреждений дополнительного образования в АУ. Кроме того, рекомендуется рассмотреть возможность государственной поддержки системы дополнительного образования в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы.

Рейтинг@Mail.ru