Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2008
Первая тетрадь
Защита детства

«Главная причина беды – жаловаться некому»

Выдержки из аналитических материалов региональной общественной организации содействия защите прав детей «Право ребенка»

Число детей-сирот за последние 15 лет возрастало ежегодно на 15–20 тысяч человек и составило в 2007 году 750 тысяч. Примерно 200 тысяч из этих детей постоянно живут в различных детских учреждениях. Каждый год выявляются более 120 тысяч новых детей, оставшихся без попечения родителей; из них 90% – так называемые «социальные сироты», т.е. дети, родители которых живы, но либо отказались от своего ребенка, либо были лишены родительских прав судом по причине пренебрежения родительскими обязанностями и насилия в отношении детей.
Кроме того, примерно 200 тысяч детей, не являющихся сиротами, «с ограниченными возможностями здоровья» и официально признанных «детьми-инвалидами», постоянно живут в специальных (коррекционных) школах-интернатах органов образования и в детских домах-интернатах (ДДИ) органов социальной защиты. До сих пор не изжита унаследованная со времен СССР практика отделения детей с проблемами здоровья от «нормальных», в том числе широко распространена сегрегация таких детей в сфере образования. Примерно 300 тысяч детей-инвалидов вообще не получают образования, хотя право на образование гарантировано для всех граждан России Конституцией Российской Федерации.
Наиболее трагична судьба 29 тысяч детей-инвалидов – воспитанников социальных ДДИ. Пребывание там сродни пожизненному заключению, поскольку тех, кто дожил до совершеннолетия, принудительно помещают навсегда во взрослые психоневрологические интернаты (ПНИ). Редкие инспекционные визиты в ДДИ и ПНИ выявляют немало детей или взрослых, вполне способных к жизни в обществе, способных учиться, работать, создать семью.

Главная причина кризиса детства в современной России – отсутствие эффективной, активно функционирующей социально-восстановительной системы, отсутствие стандартов социальной работы, недостаточность механизмов прозрачности, позволяющих выявлять нарушения прав детей, и способов защиты этих прав. Факт остается фактом: в течение 15 лет Российская Федерации не внедряет в жизнь системообразующие рекомендации Комитета ООН по правам ребенка, включающие также и предложения, сформулированные в Альтернативных докладах российских НПО, представленных в Комитет ООН в 1998 и 2005 гг. Основные позиции этих рекомендаций: учреждение системы ювенальной юстиции, создание механизмов рассмотрения жалоб на жестокое и унижающее обращение в отношении детей, деинституционализация воспитания сирот и детей-инвалидов, развитие инклюзивного подхода в общем и дошкольном образовании («Образование для всех»), создание механизмов привлечения гражданских инициатив в вопросах защиты прав детей и предоставления услуг семье и детям, преодоление регионального диспаритета в этой сфере, учреждение системы общественной инспектуры детских учреждений, включая внезапные визиты без предупреждения, и так далее.

...А еще главная причина беды может быть сформулирована простыми словами «жаловаться некому».
В Курганской области повесился 11-летний мальчик Саша Яковлев, маму осудили за доведение до самоубийства, при этом в течение полутора лет все – школа, милиция, КДН, опека – все знали, получали информацию о жуткой ситуации в семье, пьянстве матери, избиениях ребенка и т.п. И писали бумаги, выносили постановления, подавали в суд на лишение матери родительских прав, а суд отказывал, и все продолжалось по-прежнему. И никто пальцем не пошевелил, чтобы реально помочь.
Другой эпизод: девочка 15 лет убила отца, который регулярно избивал мать, а ее насиловал, и об этом тоже более года знали все, были неоднократные жалобы, и никто никак не вмешался. А девочка, естественно, получила немалый срок за убийство.
В Санкт-Петербурге выявляется четырехлетняя девочка, которую родители-наркоманы в течение четырех лет после ее рождения не зарегистрировали в загсе, ну и условия проживания ребенка были неприемлемыми. Это значит, что судьбу ребенка никто не отслеживал, некому было этим заниматься.
В другом месте мать-усыновительница доводит до смерти двухлетнюю усыновленную девочку, при том что в течение года патронажная медицинская сестра, посещавшая ребенка, сообщала об истощении, о синяках и т.п. Уникальный случай: после гибели ребенка осудили не только мать, но привлекли и начальника департамента образования, которая получала эти сигналы и никак не реагировала.
И таких «нарушений прав ребенка бездействием» множество, в том числе зафиксированных в докладах Генеральной прокуратуры, так живет страна – жаловаться некому и бесполезно. Но есть и замечательные примеры эффективной организации необходимой, хорошо координированной социальной работы, есть опыт, который надо повсеместно распространять, но он не распространяется...
На «круглом столе» в МВД 20 февраля 2008 года, посвященном насилию в семье в отношении детей, были приведены статистические данные о том, что в России ежегодно гибнут от домашнего насилия 2500 детей, а также 14 тысяч женщин. Председателем этого «круглого стола» был министр внутренних дел Рашид Нургалиев, который продемонстрировал ясное понимание серьезности проблемы.
Также согласно государственной статистике ежегодно 2800 несовершеннолетних кончают с собой, причем официальные государственные отчеты подчеркивают, что основной причиной этих трагедий является насилие дома или в школе. В условиях, когда жаловаться некому, подвергающийся насилию ребенок не находит другого выхода из сложившейся ситуации.
Согласно исследованию, проведенному в Государственной думе, ежегодно около 2 миллионов детей младше 14 лет избиваются родителями, 65% этих детей младше 7 лет. В докладах Генеральной прокуратуры Российской Федерации приводится множество случаев продленного (и месяц, и год, и два), с трагическими исходами насилия в отношении ребенка, когда ответственные органы власти были хорошо информированы о тяжелой ситуации в семье, но проявили недопустимую пассивность.
Таким образом, нарушения прав ребенка бездействием являются самой серьезной проблемой российской социальной системы. А если система все-таки действует в защиту ребенка, то это почти всегда связано с разрушением семьи. Как сказано в Докладе Уполномоченного по правам человека в РФ: «Единственным же способом правового реагирования государства на неблагополучную ситуацию в семье является изъятие из нее ребенка, что лишь увеличивает количество детей, оставшихся без попечения родителей».

Аналитические материалы подготовлены Борисом Альтшулером, руководителем организации «Право ребенка», экспертом Общественной палаты РФ, и его коллегой Светланой Прониной, экспертом Общественной палаты РФ

Рейтинг@Mail.ru