Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОРИЕНТИРЫ


Витковский Анатолий

Чтобы итоговый педсовет был эффективным,

нужно проводить обсуждение в контексте программы развития школы

В школах сейчас, как известно, проводится итоговый педсовет. Необходимость и значение его очевидны. Тем не менее все мы знаем, что такое обсуждение может быть мероприятием «для галочки», а может – чрезвычайно важным для школы событием.

Типичные просчеты

С точки зрения декана факультета управления социальной сферой Самарского государственного педагогического университета доктора педагогических наук Льва Фишмана, у любого эффективного мероприятия существует определенная организационная логика. И эта логика исключает наиболее распространенные управленческие установки, которые ведут к резкому снижению продуктивности работы. В чем же заключаются типичные просчеты организаторов педсовета?
«Есть три вещи, которые не надо делать при подведении итогов, – убежден Лев Исаакович. – Во-первых, нельзя стремиться объять необъятное, рассмотреть максимальное количество вопросов и проблем. Во-вторых, не надо сводить обсуждение проблем к их обозначению. Важно проанализировать причины возникновения проблемы и попытаться выработать способ решения. И наконец, в-третьих, не стоит проводить итоговый педсовет «с головой, повернутой назад», исходя только из возникших в школе проблем и достигнутых успехов. Чтобы педсовет работал на прояснение перспективы развития школы, в обсуждении школьных дел надо ориентироваться в том числе на изменения запросов к образованию со стороны субъектов внешней среды: детей, их родителей, местных сообществ, государства».
Но это общие установки, данные, так сказать, от противного: как не следует подводить итоги. Они не отвечают на главный вопрос: что конкретно надо делать, чтобы педсовет «работал на перспективу»? Здесь имеет смысл обратиться к опыту ведущих, модельных с точки зрения развития системы образования школ. Например, к опыту известного московского Центра образования № 548 «Царицыно».

На несколько лет вперед…

«Из практики мы знаем совершенно точно, что при анализе предыдущего и планировании следующего учебного года надо рассчитывать свои действия на несколько лет вперед, – убежден директор Центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский. – Сейчас, например, мы живем в соответствии с программой развития школы, срок действия которой заканчивается в 2010 году, а принята она была в 2004 году».
То есть условием продуктивности итогового годового педсовета является рассмотрение результатов работы школы в более широком контексте, скажем, в контексте программы развития образовательного учреждения. Подобный контекст нужен для того, чтобы задать и удерживать направление развития. Ведь развитие любой организации по природе своей процесс длительный. Тем более если речь идет об образовательном учреждении, многие задачи которого невозможно решить в течение одного года. Значит, и направление развития должно быть задано на долгосрочную перспективу. Только в этом случае мы получим возможность увидеть, насколько (и за счет чего) школа в течение учебного года приблизилась (или не приблизилась) к определенным целям.
Эту же мысль проводит в своих рассуждениях директор победившей во Всероссийском конкурсе «Лучшие инновационные школы» МОУ СОШ № 25 города Таганрога Наталья Штурбина: «Серьезный анализ работы школы может быть проведен только в контексте стратегии развития образовательного учреждения. Если это не делается, вместо итогового анализа мы получаем цифровой отчет, что и происходит в большинстве случаев. Я видела таких отчетов очень много: проведено то-то и то-то, динамика успеваемости такая-то и такая-то. А почему улучшилась успеваемость? Об этом – ни слова. К сожалению, подведение итогов годовой работы зачастую не связывается с программой развития школы: программа отдельно, итоги отдельно.

В ракурсе приоритетов

Итак, общий контекст аналитической работы на педсовете задается программой развития школы. «Формулирование главных целей работы школы – это сложное, многокомпонентное действие, которое осуществляется с учетом многих социальных и экономических факто-
ров, – рассказывает Ефим Рачевский. – Мы не можем, например, не замечать того, насколько остро сегодня стоит проблема детского здоровья. Сохранение здоровья учеников – один из важнейших наших приоритетов. Продумывая систему профильного обучения, мы, конечно же, принимаем в расчет те изменения, которые происходят на рынке труда. И разумеется, мы учитываем запросы родителей. Не надо только их абсолютизировать. У нашей школы был этап почти 100-процентной ориентации на пожелания родителей, но теперь мы отошли от этой установки, потому что запросы пап и мам часто не соответствуют законам развития и полагаться на них всецело было бы непрофессионально. Резюмируя, я бы сказал, что при создании программы развития мы ориентируемся на реальную ситуацию и на то понимание актуальных и перспективных образовательных задач, которое есть у меня и моих коллег».
Какой фактор и какая цель являются самыми главными – сказать сложно. Вернее, так вопрос ставить нельзя, поскольку программа развития Центра образования декомпозирована (расписана) по годам: то есть каждый год на первый план выходят какие-то определенные целевые установки. Но их чередование не является жестко заданным. Здесь многое зависит от реально сложившейся ситуации, от того, как разворачивались события школьной жизни в прошедшем учебном году: какие изменения произошли, какие проблемы возникли, какие новые перспективы появились. А поскольку целостная картина может сложиться лишь по завершении определенного цикла, в конце года очень важно оглянуться назад.

Что в прошлом?

«Быть может, основная проблема как раз в том и состоит, что школе в силу цикличности ее работы постоянно не хватает времени на то, чтобы остановиться и посмотреть: а что же позади? – подчеркивает Ефим Лазаревич. – В какой мере решены задачи, которые мы ставили перед собой? Некоторые из них были скорректированы, но это нормально (поскольку в школе каждый год случаются непредвиденные перемены, задачи, которые ставятся перед ней, не могут быть статичными). А вот если какая-либо задача не была решена, возникает следующий вопрос – почему? Может быть, ее вообще не надо было ставить? А возможно, задача была неверно поставлена? Я, например, стремлюсь к тому, чтобы задачи не формулировались глобально. Как вы можете оценить, скажем, «усиление оптимизации учебно-воспитательной работы»? Причины могут быть самыми разными, и разобраться в них порой очень непросто. Но, повторяю, у педагогов зачастую не хватает времени даже на то, чтобы всерьез обратить на них внимание. Смотрите, в конце августа учителя приходят из отпуска. За это время проект приказа № 1 (приказ о распределении педагогической нагрузки) надо обязательно скорректировать. С 20 августа начинается лихорадочная подготовка к самому празднованию 1 сентября. Вскоре запускается процесс подготовки к тарификации. Потом наступает 1 сентября, для многих детей начинается сложный адаптационный период… И долгое время мы живем в иллюзии, что до начала следующего учебного года очень далеко, и не торопимся к нему готовиться. А оказывается, недалеко. Напротив – очень близко. Бац! – и наступает весна. Итоговая аттестация».
Где же выход?

Критерии достижений

«Надо заранее подумать о критериях выполнения той или иной задачи, – советует Рачевский. – Возьмем, к примеру, задачу эффективного использования ресурсов дополнительного образования. У нас 1300 часов дополнительного образования. Как понять: эффективно мы их используем или нет? Для этого в школе разработаны специальные критерии эффективности. Или возьмем другую задачу: сохранение здоровья школьников. Важный критерий для нас: количество детей, которые соответствуют стартовой группе здоровья. Скажем, в первый класс приходят 100 детей, из них 40 процентов относятся к первой группе здоровья. Значит, мы будем стремиться к тому, чтобы «на выходе» из первого класса таких детей не стало меньше и чтобы в последующие годы обучения их процент не сильно снижался. Еще один критерий: число случаев травматизма в текущем году. Мы хотим снизить школьный травматизм на четверть. Я бы сказал, что эта цель важнее,чем результаты ЕГЭ по математике».
Наличие критериев – это, конечно, хорошо, но чтобы критерии было к чему приложить, надо иметь достаточно полную информацию о школьной жизни, по крайней мере на уровне основных тенденций. В Центре образования существует школьная служба мониторинга. «Поскольку времени на осмысление событий всегда мало, рефлексию надо проводить постоянно, – считает Ефим Лазаревич. – Каждый год мы выделяем какое-то главное направление исследований, но некоторые вещи отслеживаем регулярно. Например, проводим независимое экспертное оценивание уровня учебных достижений ребенка, одна из целей которого – снижение страха перед ЕГЭ. В этом году мы решили изучить ситуацию с питанием школьников.

План для выпускников

Как вы думаете, в каком возрасте ребята особенно часто прогуливают школу? Как показывает практика центра «Царицыно»: в старших классах.
Год назад в школе было принято решение проанализировать эту проблему. И выяснилось, что к 16–17-летнему возрасту ребята научаются делать осознанный выбор и делают его, естественно, в пользу тех вещей, которые помогают им благополучно устроить свое будущее, в нашем случае – в пользу посещения олимпиад, дающих при благоприятном исходе «пропуск» в вуз. То есть, вместо того чтобы пойти на урок, ребята зачастую идут на очередную олимпиаду.
Школьная социологическая служба провела еще одно исследование: опрос выпускников прошлых лет, где ставились вопросы о том, как ребята относились к изучению различных предметов в выпускном классе. Как оказалось, все классно-урочные занятия выпускники делят на три группы: одни предметы ребята посещают в обязательном порядке, другие – посещают время от времени, третьи – предпочитают не посещать, чтобы освободить время для решения «вступительных задач».
Что делать в этой ситуации администрации школы? В результате обсуждения родилась следующая идея: поскольку согласно Закону «Об образовании» школа сама принимает решение о том, как изучается тот или иной предмет, часть учебных дисциплин можно вынести за рамки классно-урочной системы, то есть разрешить выпускникам осваивать определенные предметы в других формах, например, в форме самостоятельного изучения и посещения консультаций. Это решение и было принято. В задачной формулировке оно звучит так: оптимизация информационных потоков в старшей школе.
Теперь у старшеклассников Центра образования «Царицыно» существует трехкомпонентный учебный план. В качестве первого компонента он включает в себя профильную часть (предметы профильного направления, которое выбирают ученики). Кроме того, существуют предметы, уроки по которым обязательны для посещения вне зависимости от выбранного профиля. Это математика, русский язык, английский язык и физкультура. И наконец, есть третий предметный блок: учебные дисциплины, для освоения которых в школе предусмотрены особые, не классно-урочные формы образования.
Как все это соотносится с программой развития школы? Самым непосредственным образом: одна из целевых установок программы – модернизация системы профильного обучения в старшей школе.

Рейтинг@Mail.ru