Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2008
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Решетников Николай

«За три года, начиная с 2007-го, необходимо подготовить всех директоров школ»

Дать комментарии по проекту, разворачиваемому Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, мы попросили Николая Николаевича РешетниковА, заведующего кафедрой управления образованием АПКиППРО.

Первый год нацпроекта «Образование» показал, что даже лучшие директора нуждаются в хорошем обучении: по вопросам бюджета, финансово-экономическим вопросам, правовой части. Стало ясно, что необходима система повышения квалификации директоров. Учитывая объем работы – в стране свыше 50 тысяч школ, необходимо подготовить специалистов в регионах, которые будут заниматься повышением квалификации, ведь академия не в силах принять такое количество людей.
Но далеко не везде есть люди, которые хорошо разбираются во всех тонкостях образовательных нововведений. Нужно было искать схему, которая позволит решить эту задачу. Кроме того, возникло опасение, что если не заниматься этим централизованно, то неизбежно начнутся вольные трактовки.
Поэтому нам надо было создать схему, которая позволила бы четко проводить и разъяснять федеральную политику. При этом нужно было учитывать возможные будущие изменения.
Было принято решение: обучать тьюторов-специалистов на базе академии. В основном это сотрудники региональных центров повышения квалификации, которые будут транслировать опыт дальше. Однако прежде следовало определить содержание учебного курса. В академии была собрана рабочая группа, которая структурировала это содержание. Было выделено 15 блоков, из которых 12 даются в очном порядке, а три – дистанционно. Вся эта работа проходила в прошлом году.
Каждый слушатель осваивал три блока (по 24 учебных часа). Минимально тьютор должен прослушать 72 учебных часа.
Слушателям разъяснялась структура модуля, его особенности, на что необходимо обратить внимание. После изучения каждого блока проводился контроль: необходимо было написать эссе – это показывает общее понимание материала – и пройти тестирование.
Скажем честно, не все прошло благополучно. При обучении первого потока случались и тяжелые моменты, и споры. Например, при объяснении блока по общественному управлению положение о том, что оценку образования должны производить гражданские институты, вызывало неоднозначную реакцию.
Сейчас ко многим вещам в образовании противоречивое отношение. Это касается и подушевого финансирования, и общественного управления, и систем оплаты труда. Но если мы хотим, чтобы у нас было единое образовательное пространство, то по крайней мере необходимо сориентировать тьюторов. Они должны понимать государственную политику и законы. Понимать одинаково.
Сейчас проходит второй этап: начинается работа местных институтов повышения квалификации, подготовка своих специалистов. За три года, начиная с 2007-го, необходимо подготовить всех директоров школ.
Для реализации этой программы были выбраны не все территории Федерации, а всего сорок регионов, где наиболее сильны институты переподготовки и больше преподавательских кадров. Остальным придется ездить в соседние регионы.
Необходимость такой программы сегодня очевидна.
С 97-го года наши вузы готовят специалистов по специальности – менеджер образования. На рынке труда уже появились люди с таким дипломом в кармане.
Однако большинство директоров работают без подобной подготовки. Они, как правило, бывшие учителя и осваивали управленческую специальность на собственном опыте. Сегодня уже ясно, что нужно учиться, нужно получать специальность и курсов повышения квалификации для этого недостаточно. Нужно минимум 520 учебных часов.
Директору дано право: он осваивает три модуля – 72 часа, чтобы повысить квалификацию. Однако сегодня, по идее, каждый управленец должен пройти переподготовку в объеме 520 часов. Используя наши модули, он имеет такую возможность.
Помимо 15 модулей этого курса, которые суммарно составляют 360 часов, есть еще дополнительные темы. Не сразу, может, за год, за два, за три любой управленец может пройти весь курс, получить вторую специальность и диплом менеджера образования.

Рейтинг@Mail.ru