Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2008
Третья тетрадь
Детный мир

ПОДРОСТКОВЫЕ СУЕВЕРИЯ


Титова Ольга

В поисках защиты от неуверенности

Комментарий психолога

Страх перед сверхъестественными опасностями, вера в амулеты и талисманы – проявление того или иного неблагополучия детей. Давно замечено, что приметы, связанные с контрольными и экзаменами, досконально освоили и скрупулезно выполняют плохо успевающие ученики. Приметы они знают, а предмет – нет. Ребята, которые хорошо учатся, обычно даже не подозревают о том, какие манипуляции необходимо совершить, чтобы благополучно сдать экзамен.
Все эти приметы возникли не сегодня, они передаются из поколения в поколение. В состоянии неуверенности в себе и в своих знаниях ребенок ищет защиты. Он верит, что какие-то необыкновенные, волшебные предметы или магические действия спасут его. И они, как ни странно, помогают ребенку хоть как-то успокоиться и собраться с силами.
Разумеется, это неконструктивный и вредный вариант самопомощи. Но бороться в данном случае надо не с приметами как таковыми, а с тем, что порождает потребность в них. То есть лучше помочь ребенку с подготовкой к экзамену. А запрещать засовывать под пятку «счастливую» монетку, насмехаться над ним за это – значит «лечить» симптомы, не затрагивая саму болезнь.
Упования на магическую помощь происходят от беспомощности, отчаяния, оттого, что ребенок разуверился в реальной помощи близких людей. Если удастся понять и решить проблему, которая мучит ребенка, то на колдунов с гадалками ему незачем будет оглядываться.
Наконец, есть дети, просто замороченные агрессивным напором современной массовой культуры. Астрология, предложения «магических услуг», бесконечная череда передач и публикаций о «необъяснимых, магических» явлениях – все это запутывает ребенка. Похоже, именно такие «запутанные» и отвечали социологу, что вроде бы верят в колдовство, а вроде бы и нет. Таких детей можно переубедить и нужно переубедить.
Можно, например, провести классный час, посвященный таким «необъяснимым» феноменам, как ясновидение и чтение мыслей. Чтобы каждый школьник лично поупражнялся в этих «магических» умениях. Ведь эти явления психологически объяснимы и без особого труда могут быть воспроизведены.
Самый знаменитый исторический пример «ясновидения» – когда Жанна д’Арк быстро угадала, кто из толпы разряженных придворных – король, хотя раньше никогда его не видела. Предложите детям сыграть в игру – «узнай короля». Делается это так. Группа в восемь-десять ребят выходит в коридор и распределяет между собой роли: кто будет королем, а кто – придворными. Оставшиеся этого, естественно, не знают. Вернувшись в класс, игроки должны перемещаться, тихонько разговаривать, чувствуя себя «в роли». Остальным надо понаблюдать, присмотреться и угадать, кого же назначили королем. «Ясновидческое прозрение» не заставит себя ждать. Потому что те, кто секретничал в коридоре, знают, кого они выбрали королем. И по их поведению это обязательно будет заметно, даже если они постараются скрыть секрет. Так что ребята сами убедятся, что ясновидение – это наблюдательность и проницательность.
«Читать мысли» потруднее, но тоже не мешает попробовать. Ведь, по сути, это напоминает игру в «горячо – холодно». Сыграть можно, например, так. Назначается приз. Допустим, шоколадка. Или книжка о «необъяснимых» явлениях. Игроки считалочкой выбирают водящего. Он выходит из класса. Оставшиеся одноклассники прячут приз и зовут водящего обратно. Дальше – как в реальном сеансе «чтения мыслей». Один из игроков становится ассистентом: он должен держать водящего за руку и упорно думать о том, где лежит спрятанный приз. Водящий «прочтет» его мысли и найдет. Каким образом? А таким: водящему нужно перемещаться по классу, очень внимательно следя за реакцией ассистента и зрителей. Когда он начнет приближаться к «тайнику», ассистент невольно выдаст себя, ведь он об этом секретном месте все время думает. Обязательно выдаст: улыбнется или нахмурится, дернет рукой, замедлит или ускорит шаг. Да и зрители прореагируют: чем ближе к «роковому месту», тем больше в классе будет нарастать шевеление, невольное пересмеивание, восклицания. Точно так же «читают мысли» и те, кто подобными сеансами зарабатывает себе славу и деньги. Эти «маги» просто отточили, натренировали свою наблюдательность.

Рейтинг@Mail.ru