Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧИ ВНЕ РАСПИСАНИЯ


Колосова Елена

Детский театр в пространстве педагогики

Чему учатся взрослые и дети на фестивале «Маленькая сказка»

Весной традиционно проходит множество молодежных и детских фестивалей и конкурсов.
К сожалению, иногда творческие фестивали не становятся стимулом для дальнейшего развития. Участники жалуются на несправедливых судей, на козни соперников, на организационную неразбериху. Чтобы атмосфера фестиваля была по-настоящему воодушевляющей, необходимо сделать детей полноправными участниками процесса. Именно так происходит на театральном фестивале «Маленькая сказка», который проводит каждую весну в Москве автономная некоммерческая организация образования и культуры «Пролог». И не случайно этот фестиваль является одновременно и обучающим семинаром.

Важные вопросы для организаторов

В традиционной организации фестиваля (в самом общем виде: показы спектаклей, оценки-награждения жюри по заранее сформулированным критериям, развлекательно-досуговая программа) неуловимо теряется тот самый «изюм» – педагогическая ценность работы. Увы, в традиции – тотальная закрытость, отсутствие диалога участников, искусственно разделенных на лагеря выступающих, зрителей, организаторов-устроителей, экспертов-жюри. Внешняя отчужденная оценка, навязанная «условиями игры» состязательность, признаемся, мало способствуют настоящему общению и свободе – свободе учить и учиться...
Форма организации на фестивале «Маленькая сказка» связана с обучающими целями события и действительным, а не декларируемым содержанием мероприятия. Поэтому изначально организаторы задают себе непростые задачи.

  • Как повернуть детей друг к другу, к театральному искусству, его языку и общим для коллективов проблемам и задачам?
  • Как наладить сотрудничество между педагогами и начать серьезный профессиональный разговор?
  • Нужна ли в строгом смысле художественно-эстетическая оценка увиденного? Жюри – непременно эксперты, профес-
    сиональные критики? В чем ценность этого взгляда в контексте фестиваля-семинара?
  • Что является предметом педагогической работы в театре, где играют дети? И как, собственно, ее можно обнаружить в фестивальном пространстве?
  • Как и чем награждать участников? Какова связь призов и экспертных оценок?

За каждым из предполагаемых ответов на эти и еще множество других, из них вытекающих вопросов, на наш взгляд, стоит в разной степени осознаваемое представление взрослых о роли ребенка «в театре, где играют дети». «Хозяин и творец наравне с педагогом, то есть субъект деятельности», – считают авторы «Маленькой сказки». Все участники такого события – коллеги, а не конкуренты. Из этой смысловой сердцевины разворачиваются организационно-педагогические условия обучающего фестиваля.

Участие обязательно

Жесткое требование, обычно вызывающее недоумение педагогов и родителей: все коллективы в обязательном порядке участвуют в тренингах, мастер-классах, специальных «обсуждалках», то есть варятся в «творческом бульоне», окружающем собственно показ подготовленных спектаклей. Причина? Подлинная самостоятельность, право на собственное мнение, право «хозяина-творца» требуют ответственности, понимания себя и другого. Выполняя тренинговые задания, в совместной работе, в спонтанной активности участники программы сталкиваются с живой, непредсказуемой ситуацией: как я действую среди людей, знакомых и чужих? Умею ли гибко реагировать? Умею ли отстоять собственное мнение, если оно на благо группе? Или, напротив, с той же целью, смириться с временным личным проигрышем?
Происходящее фиксируется наблюдателями – педагогами и членами жюри: в конце каждого этапа – подведение итогов и аргументированное вручение призов. «За оригинальность мышления и фантазию», «за искренность переживания», «за доброжелательность по отношению к группе» – каждому, продемонстировавшему подобные качества, подарок (некоторые издательства, такие как «РОСМЭН», «Махаон – Иностранка», обычно готовы безвозмездно предоставить юным творцам прекрасные книги). Нет призов «за участие», нет цели – одарить каждого.
Хотя – маленькая тайна «педагогической кухни» – программа фестиваля организована таким образом, что выразить себя и получить обратную связь в виде особой номинации плюс книжка, игрушка или сладкий приз (бескорыстные дарители – ООО «Астер Класс», ООО «Зодиак-В», холдинг «Объединенные кондитеры») могут все дети.
С другой стороны, детские коллективы находятся на разных стадиях творческого развития, специфической предметной «обученности». «Театральные» дети видны: пластичность, степень вовлеченности, открытость материалу. Это радует и отмечается, однако не понимается как конечная и единственная цель занятий театром с детьми.
Тренинговая программа в большей степени направлена на решение задач социализации средствами театральной педагогики. Общая группа, включаясь в тренинг, постоянно меняет конфигурацию: только что пространство зала было заполнено «ароматной вареной сгущенкой», через мгновение – это ульи с пчелами, знак тренера – и перед нами энергичные молекулы воды. Знакомясь в таких условиях, участники фестиваля словно снимают социальные, возрастные шоры. Обретают шанс действительно увидеть друг друга.
Смотришь на сцену и узнаешь новых коллег: с Королем мы были лепестками розы, а с Красной Шапочкой – нотами весеннего ветерка. Опыт совместного действия, планирования, договоренности, общего эмоционального настроя перерождается в новое качество – сопереживание. И иначе оцениваешь то, что видишь на сцене. Это физически ощутимый и нравственно значимый плод труда и творчества другого. И только тогда имеешь моральное право выносить суждения.

Все-таки про оценки

Фестиваль-семинар словно слоеный пирог: методика работы с детьми – для педагогов; школа общения, обмен опытом и профессиональными секретами – у детей. И едва ли не самое важное – школа зрительской культуры. Предметная планка, уважение к профессии должны быть чрезвычайно высокими. Поэтому и опасна «уравниловка», ценность и качество спектаклей – разные. И коллективы имеют право на серьезное профессиональное отношение и развернутую аргументированную оценку творческого продукта. Отсюда отдельное направление фестиваля – вырабатывание критериев оценки спектаклей. «Мастер-класс» – для педагогов. «Обсуждалки» по методике безоценочного интервью – для детей. Это постоянная, «сквозная» тема всего семинара: от тренингов, через специальные приемы работы с залом во время перерывов вплоть до финального объявления итогов и награждения.