Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ


Идеи для...

Да-нетки

Замечательная дорожная, застольная игра в «да-нетки» пригодится и на уроке, особенно на этапе повторения пройденного. Составьте список терминов (литературных или исторических персонажей, географических названий), о которых шла речь на уроках. Теперь выбираем водящего. Он садится на стул лицом к классу, спиной к доске. Учитель пишет на доске одно слово из списка. Задача водящего – отгадать записанное слово. Он имеет право задать 10 вопросов одноклассникам, причем формулировать вопросы надо так, чтобы ответить можно было либо «да», либо «нет». Необходимость придумывать вопросы, подыскивать ответы заставит весь класс повторить пройденный материал.
Если водящий угадал слово, он получает какое-нибудь поощрение. Если не угадал, садись на место, помогай другим.

Словарь на тему

Каждый ученик на листе бумаги записывает в столбик все буквы алфавита, кроме тех, которые почти никогда не встречаются в начале слова (й, ъ, ь). Учитель предлагает тему (имена литературных героев, фамилии авторов, исторических деятелей, термины, связанные с анатомией человека или космосом). В течение пяти минут каждый ученик старается написать хоть по одному слову на тему возле каждой буквы. Дальше можно просто собрать листочки и оценить тех, у кого записано больше всего нужных слов.

Игра по своим правилам

Класс разбивается на группы по 4 человека. Каждая группа получает 15 карточек и пару игральных кубиков. Ребятам надо в течение 15 минут придумать (можно вспомнить) какую-нибудь игру с использованием карточек (на них можно что-то писать, рисовать) и кубиков и сыграть хотя бы один кон. Во второй половине урока представители каждой группы рассказывают классу правила придуманных игр. Важно понять, достаточно ли правил, чтобы игра шла справедливо, нет ли «лишних» пунктов, которые не влияют на ход игры. Испытав на себе, как трудно создать непреложные законы, сформулировать их однозначно, избежать ненужных сложностей, ученики будут готовы с большим пониманием обсуждать различные общественные нормы или сумеют составить правила жизни в классе, в поездке.

Напутственные письма

Конец года для некоторых классов – рубежный момент, переход на следующую ступень: из младшей школы в среднюю. Им немного страшно, тревожно. Предложите тем, кто год назад преодолевал аналогичный рубеж, написать коротенькие письма тому классу, который в сентябре вступит в новую жизнь. Пусть ребята поделятся опытом, дадут советы. Можно рассказать об учителях, с которыми будущим пятиклассникам или десятиклассникам придется встретиться, о том, как будет устроено расписание, какие новые предметы появятся. Пригодятся полезные правила жизни в классе, подсказки, как избежать двоек, проблем с домашними заданиями.
Личная подпись в конце письма – требование этикета, некрасиво прятаться за псевдонимами, тем более отправлять анонимки.
Теперь письма запечатываются и отправляются в младший класс, пока еще четвертый или девятый. Их можно отдать заранее, чтобы адресаты – если захотят – встретились с авторами писем, обсудили волнующие вопросы, заодно и познакомились поближе. А можно приберечь до последнего дня и отдать юным выпускникам как напутствие, чтобы было о чем подумать летом.

Рейтинг@Mail.ru