Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2008
Третья тетрадь
Детный мир

СОЦИОЛОГИЯ ВОЗРАСТА


Кожурина Людмила

Молодежь в ситуации неопределенности

Когда будущее не удается спланировать, остается только рисковать

О влиянии на молодежь процессов, происходящих в современном образовании, рассказывает Юлия Зубок, заведующая отделом социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН, доктор социологии.

Социальная зрелость – в кратчайшие сроки

Следует быстро перенять нормы, ценности и образцы отношений взрослых и начать воплощать свои представления, сформировавшиеся под влиянием новых условий. Условия же, в которые интегрируется молодежь, характеризуются неопределенностью. Неопределенность порождает непредсказуемость: сложно спланировать даже ближайшее будущее, остается только рисковать. Поэтому в жизни молодого человека появляется множество ситуаций риска: например, неравенство возможностей самореализации, неопределенность жизненной позиции. Это оказывает огромное влияние на его жизнь, определяет поведенческие стратегии.

Чему стоит научиться?

С одной стороны, надо понимать механизмы социальной регуляции, ту институциональную систему ролей и статусов, которая есть в любом обществе. А с другой – все большее значение приобретает саморегуляция. Тут и групповая психология, и собственные представления и интересы.
Что касается социальной регуляции, можно смело констатировать трансформацию, распад, деструкцию. Традиции утратили силу, а смоделировать новые роли и статусы пока не удается. Каким должен быть тот или иной специалист? Какую личность нужно формировать? Никто не может сегодня ответить на эти вопросы. Взросление в отсутствие нормативно-ориентирующих установок идет по-другому, нежели у предыдущих поколений.

Если не я, то кто же…

Модернизация образования не только не сняла риски и неопределенности, но создала новые. В частности, перегрузки, необходимость совмещения многих ролей. Все более расширяется поле для индивидуальной и групповой саморегуляции. В нем действуют свои регулирующие механизмы, прежде всего разные формы рационализации жизни. Перечислю их: ускорение, социальная мимикрия и трансгрессивность (десубъективация, обуздание личных стремлений). А далее – подробно.

Быть или считаться?

Жизнь динамична, требования постоянно меняются. И ты все время должен быть адекватным, должен постоянно рефлексировать по поводу изменений. Чтобы занять вакансию, надо приложить много усилий. Что-то закончить, какие-то документы получить. Бесконечные курсы, переподготовка – не столько дипломы нужны, сколько сертификаты. Новое слово, креденциализм, обозначает стремление к «корочкам», входит в перечень черт нового поколения. Благо специалистов готовят быстро, как блины выпекают. С точки зрения социальной адаптации – да, это неплохо. Но заметим: никаких долгосрочных целей, привязанностей за всем этим не стоит. Тем более призвания.

Игра в фантики

Образцы успеха сегодня одни, завтра другие. Надо уметь переориентироваться и быстро все поменять. Работу, сферу деятельности. Необходимо ускоряться, изменяться вместе со средой. Словно под ногами у тебя движущийся шарик, и если перестать перебирать ножками, то свалишься. Образ аттракциона не случаен. Ведь важнее сделать вид, что работаешь, чем работать; сделать вид, что учишься, чем учиться. В самом деле, если мы всерьез начнем книги-учебники читать, то под ними погибнем. Проще сыграть в платные курсы и дистантное образование. Именно имитация, игровая практика, помогает молодым людям совмещать несовместимое, выполнять невыполнимое и… все-таки достигать достижимого.
Всего-то надо – точно угадать в условиях полной неопределенности, выбрать правильную стратегию здесь и сейчас. А далеко вперед никто, разумеется, не смотрит. И в ближайшее будущее старается не заглядывать.

Один, совсем один

Есть так называемые субъективные риски, то есть осознанные и добровольные. Они многократно улучшают шансы на самореализацию. А есть риск средовой, источник которого – социальные группы, в которых молодые люди живут, учатся, общаются. К сожалению, ныне они являются тормозом развития личности, поскольку не предоставляют человеку ресурсы, а отбирают. В частности, образовательные институты, включая семью, подавляют волю, транслируют пессимизм. Хорошее образование недоступно. Социальной и правовой защиты никакой. Сфер, в которых можно легально и хорошо заработать, чрезвычайно мало. Может ли молодой человек увидеть в тенденции пролог к контртенденции? Увы, далеко не каждый.
...Все эти данные, основанные на серьезных исследованиях, могли бы учитываться в ходе реализации государственной программы в области образования и молодежной политики. Но не учитываются. И даже не востребуются.

Рейтинг@Mail.ru