Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Еще один способ измерить работу педагога

О преимуществах и недостатках рейтингового метода

Особенности педагогического менеджмента: чем больше говорят об объективной оценке труда учителя, тем суровее, пристрастнее становится отношение администрации к педагогам. И хотя везде вроде бы написано, что ни директор, ни завучи в распределении надбавок по стимулирующей части ФОТ не участвуют, их участие очень ощутимо. В формировании общественного мнения, например.
Нам пришло письмо:

«Наверное, не одна я столкнулась с такой ситуацией. В последнее время завуч постоянно говорит, что я недорабатываю, что результативности не видно, хотя на самом деле это не так: и качество хорошее, и дети занимают призовые места на олимпиадах. Но со стороны начальства сплошное неудовольствие. Претензии сводятся к тому, что я много бываю на конференциях, участвую в конкурсах и других мероприятиях, значит, не сижу постоянно в школе, а значит, недорабатываю. Ведь, по мнению завуча, на конференциях я работаю на себя, и школе, детям от этого ничего особо не добавляется.
Боюсь, такое отношение администрации ко мне может сказаться не только на моем самочувствии, но и на зарплате... Что посоветуете?»

Разработчики системы оценки качества в образовании советуют прибегать к механизмам, позволяющим получать оценки, близкие к объективным. Рейтингование – один из них. Однако данные последних мониторингов показывают: в условиях выбора системы оценивания педагогов только в 2% школ, перешедших на НСОТ, предпочли его. В остальных – система начисления баллов и «персональные обсуждения».

Рассказывает Татьяна Щеглова, социолог из РГГУ: «Если в школе надо «места раздавать», то лучший метод ранжирования – рейтинг.
Это просто. Надо всех сосчитать, продумать, кого не включать (например, учителей, проработавших в школе менее года), составить список параметров, по которым кому-то, например ученикам или родителям, коллегам, предлагается оценить учителя и попросить распределить места. Затем создается шкала, на нее накладывается масса ответов респондентов. И вот – «вы в первой десятке!» Что-то у вас ярче, что-то бледнее, но видно все поле.
Другое дело, что в педагогике рейтинги непопулярны. Их боятся. Правда, не все. Преподаватели вузов относятся к таким опросам спокойно, учителя интересных школ тоже. В основном же их отвергают. Навешивают на рейтинги клеймо «неэтично», хотя те же темы в школах постоянно обсуждаются, репутации составляются, но на уровне слухов и сплетен. У нас есть исследования о том, что если рейтингование проводить грамотно, с открытыми результатами, места недоверию и зависти в школе становится меньше.
Что касается надежности предлагаемой мерки для измерения такого сложного явления, как профессионализм учителя, вспомним: процедура ежедневного выставления оценок – это тоже рейтингование. И некоторые талантливые дети учатся у нас на тройки. Неаккуратные, рассеянные или просто с ленцой – тройки им ставят в воспитательных целях. Так что никакие оценки о полном соответствии истине говорить не могут – только создают зримый образ, более-менее приближенный к реальному положению дел».

Рейтинг@Mail.ru