Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2008
Третья тетрадь
Детный мир

СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА


Купи себе что хочешь!

Какой бы ни была подаренная сумма, она все равно будет потрачена на пустяки

Социологи утверждают: практически все родители выдают своим детям карманные деньги. Хотя большинство из них относятся к «детским» деньгам крайне противоречиво.
Аргументов «за» не много:
– ребенок не должен чувствовать себя ущемленным, ведь у всех вокруг есть деньги: у мамы, папы, старшего брата, одноклассников;
– должен учиться самостоятельно и ответственно тратить, рассчитывать свой бюджет;
– а если ему не давать карманных денег, он начнет завидовать другим детям и переоценивать власть денег.
Аргументов «против» у родителей побольше:
– деньги ребенку давать нецелесообразно: он еще не умеет тратить;
– если слишком много внимания уделять деньгам, он вырастет жадным;
– а если снабжать его деньгами регулярно, станет капризным, избалованным, не научится сдерживать свои желания;
– деньги ребенка портят;
– не зарабатывает сам, значит, не знает цены деньгам, не сможет уберечь то, что достается даром;
– носить с собой деньги сейчас опасно: отнимут, побьют – зачем лишние проблемы...
Но и с такими диаметрально противоположными мнениями взрослые умудряются поступать одинаково. В подарок от родителей и родственников «часто» получают деньги 40% младшеклассников, «иногда» – 7%, «почти никогда» – 20%.
Обнаружилась неожиданная закономерность: дети из малообеспеченных семей чаще становятся обладателями довольно крупных сумм денег, которые им дарит кто-нибудь из родственников.
К карманным деньгам ребенка в семьях относятся скорее как к неизбежности или как к награде (поощрению за хорошую учебу или помощь по дому).
На самом деле, как считают специалисты, «детские» деньги необходимы для очень важной цели – научить ребенка управлять деньгами. Чего зачастую не случается. Детские суммы изначально рассматриваются родителями как потерянные для семейного бюджета. Все покупки для детей родители все равно совершают сами, а те привыкают, что карманные деньги существуют исключительно для того, чтобы тратить их в свое удовольствие.
Как бы ни возрастала сумма, она все равно транжирится на «жвачку», а со временем – на «киношку» и «кафешку». Когда же надо купить учебник и починить ботинки, ребенок обращается за нужной суммой к родителям. Воспользоваться своими карманными деньгами ему и в голову не приходит. Родителям, кстати, тоже. Они оплачивают и новый учебник, и починку, как бы подтверждая, что карманные деньги не для серьезных дел и выдаются специально на пустяки.
Между тем карманные деньги – это не только личный бюджет младшего члена семьи, но и одновременно часть общего семейного бюджета. Их наличие создает для ребенка возможность самостоятельно принимать решения о необходимости той или иной покупки. А размер суммы учит определять, что ему нужно в первую очередь, что во вторую, а на что ему придется накопить.

Рейтинг@Mail.ru