Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

М.Безруких, С.Ефимова, Б.Круглов
Почему учиться трудно?
М.: Семья и школа, 1996

В любой массовой школе едва ли не каждый третий ребенок испытывает трудности в обучении. Учителя и родители по мере сил стараются компенсировать эту проблему, но чаще всего безрезультатно. Возможно, это происходит оттого, что мы плохо представляем себе истоки проблем и боремся не с ними, а лишь с видимыми проявлениями.
Книга написана по материалам исследований Института возрастной физиологии и обобщает опыт институтского консультационного центра: типичные школьные трудности, часто задаваемые родителями вопросы и самое главное – объяснение причин детских проблем с точки зрения психологии и физиологии.
Готовность к школе, трудности адаптации, дети-левши, причины плохого почерка, влияние семейных отношений на учебные успехи – любой учитель знает, что это самые актуальные и трудные моменты в работе с младшими школьниками. В каждой главе даются картина и типичные симптомы проблемы, часто с описанием конкретного случая, приводятся рекомендации по профилактике и упражнения, которые можно использовать как в классе, так и дома.
Поэтому книга непременно будет полезна и учителям начальной школы, и родителям. Если у вас в классе достаточно много проблемных детей, книга может стать основой для проведения цикла тематических родительских собраний.

Е.В.Мурашова
Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»
Екатеринбург: У-Фактория, 2006

Автор, питерский психолог с большим практическим опытом, рассказывает о проявлениях гиподинамического и гипердинамического синдрома. Сначала приведены истории четверых детей, которые приводят в отчаяние родителей и учителей своим нестандартным поведением. «Понимаете, его из школы выгнали!»; «Мальчик отстает в развитии»; «Если не поможете, я его в милицию сдам!» – такими фразами начинались печальные рассказы о том, как в общем-то умные дети, столкнувшись со школьной действительностью, оказывались источниками бесчисленных неприятностей и конфликтов. Все четыре случая абсолютно узнаваемы до мельчайших деталей: каждый учитель имеет печальный опыт столкновения и с теми детьми, которые ни секунды не сидят на месте, и с медленными, заторможенными увальнями.
В самом драматическом месте автор прерывает каждый из четырех рассказов и переходит к следующей части – «Да что же это такое?!», где мы можем найти объяснение причин этих разных и в то же время похожих неприятностей. Несмотря на использование многочисленных специальных терминов, проблема изложена очень понятно, подробно, с примерами и практическими советами родителям: что делать и чего не делать в том или ином случае. Причем с учетом всех наших школьных и медицинских реалий. Например, автор не дает высокоученых советов непременно обратиться к психотерапевту (где ж его взять?) или настаивать на особом режиме для ребенка в классе.
Одна глава полностью посвящена ответам на наиболее часто встречающиеся вопросы родителей: как отличить проявления синдрома от простой избалованности? Что делать, если ребенок начал таскать из дома деньги? Как поступить, если есть подозрение, что ребенок начал принимать наркотики?
Теперь, когда читатель понимает природу проблем, автор заканчивает истории, с которых начиналась книжка. Благодаря объяснению читатель становится активным и сочувствующим наблюдателем, понимает, почему психологом были предложены те или иные методы работы. И самое главное, почему они оказались эффективными.

Рейтинг@Mail.ru